Войти в почту

Развитию дорожной сети помогут изменения в законе о госзакупках

Выполнение задач, предусмотренных нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги», значительно ускорится с принятием точечных поправок в федеральный закон о госзакупках. В частности, речь идёт об изменении подхода к определению победителя конкурса и предоставлении подрядчикам возможности получать авансовые платежи, без которых процесс тормозится. В преддверии Госсовета, на котором 26 июня планируется рассмотреть вопросы, связанные реализацией национального проекта, о новых законодательных инициативах в сфере дорожного строительства «Парламентской газете» рассказал зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев. - Валерий Николаевич, прошло полгода с момента старта нацпроекта по развитию и улучшению дорожной сети, можете оценить, как идёт его реализация? - Хотел бы напомнить, что национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» состоит из четырёх федеральных проектов — это «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства, «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России». Для реализации проекта «Дорожная сеть» на текущий финансовый год утверждены трансферты федерального бюджета в объёме 111,2 миллиарда рублей, из которых 106,2 запланированы и распределены между субъектами Российской Федерации. Наряду с профессионалами, контролем за выполнением всех этапов работ занимаются мониторинговые группы и ОНФ, и партии «Единая Россия». Они на уровне регионов отслеживают реализацию нацпроекта, и фактически любой гражданин может присоединиться к этой работе. Мониторинг процесса — дело необходимое, особенно если учесть беспрецедентные средства, выделенные на реализацию задачи. И тут трудно переоценить роль парламентского контроля. Какие проблемы сенаторам уже удалось выявить на начальной стадии выполнения масштабного плана? Главный камень преткновения — это качество выполнения дорожно-строительных работ. В погоне за эффективностью расходования бюджетных средств часто стали заниматься экономией в ущерб качеству. А эффективность и экономия не всегда тождественны, и это в дорожном строительстве важно помнить. Например, проект проходит экспертизу, а эксперт вместо поиска ошибок просто урезает смету на 30 процентов, потому что в документах написано «эффективное расходование бюджетных средств». Такого быть не должно. И ещё одна проблема. К сожалению, нормы закона о закупках порой позволяют побеждать в конкурсах подрядчикам, необеспеченным ресурсами, к тому же имеющим работников низкой квалификации. Главная сложность в том, что некачественное исполнение госзаказа в дорожном строительстве обнаруживается не сразу, а лишь в процессе эксплуатации дорог. Кроме того, это зачастую приводит к срыву » контракта. - Госдума уже приняла закон, существенно упрощающий процесс госзакупок, и готовится в осеннюю сессию внести ещё ряд полезных поправок в этом направлении. Какие изменения, на ваш взгляд, реально облегчили бы дорожникам выполнение важных государственных задач? - Жалобы, которые поступают сегодня парламентариям от дорожников и на региональном и федеральном уровнях, одни и те же — начало работы сопряжено с большими финансовыми затратами. Отсутствие аванса несёт дополнительные риски для подрядчика, несвоевременная приёмка работы ведёт к задержке оплаты уже выполненных работ, и всё это в конечном счёте ложится на плечи предприятий, что порой приводит к банкротству. Конечно, нормы ФЗ-44 необходимо пересматривать, и в этом направлении уже кое-что делается. К примеру, Минтрансом совместно с Минстроем уже внесены поправки в статьи 22 и 110 федерального закона о контрактной системе, и этот законопроект предстоит рассмотреть в ближайшее время. Перегруженность закона всё же будет сбалансирована облегчением процедур. Нам, законодателям совместно с профильными министерствами и ведомствами, ещё предстоит отрегулировать и, возможно, ввести рейтинговую систему оценки поставщиков, а также внести поправки в законодательство о контрактной системе в части изменения критериев определения победителей аукционов по показателям опыта и качества выполненных ранее работ, а не по предложенной цене. Уверен, что перегруженность закона всё же будет сбалансирована облегчением процедур. - Не так давно на совещании у Президента РФ обсуждался комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Насколько этот документ перекликается с национальными проектами, которые, можно сказать, идут параллельными с ним курсами? - План полностью синхронизирован с нацпроектами. Он включает в себя одиннадцать федеральных проектов, которые имеют чёткие источники финансирования, сроки реализации и целевые показатели. Так, на выполнение транспортной части комплексного плана до 2024 года планируется выделить 6,3 триллиона рублей, из них 3 триллиона рублей — из федерального бюджета, которые в том числе будут направлены на расширение транспортных магистралей в направлениях «Запад — Восток» и «Север — Юг». Благодаря реализации только транспортной части комплексного плана уже к 2024 году регионы будут действительно связаны единой транспортной сетью с современной логистической инфраструктурой, что позволит не только сделать их доступными, но и развивать на принципиально новом уровне бизнес, торговлю, расширять связи между регионами. Я уверен, что если синхронизировать развитие транспортной инфраструктуры по всем направлениям, то в конечном итоге нам действительно удастся создать в России все условия для реального развития не только отдельных регионов, но и страны в целом. - Чего ждать гражданам этой страны от выполнения ещё одной технологической сверхзадачи? Уже определились с качественными показателями эффективности выполнения плана? - Принципиально важно, чтобы пользователи автодорог, пассажиры железнодорожного и авиатранспорта, перевозчики грузов действительно почувствовали, что услуги становятся более качественными, безопасными, доступными для граждан и для представителей бизнеса. Поэтому уже в 2019 году ожидаемый прирост региональных автомобильных дорог, которые соответствуют нормативным требованиям, составит 6,4 тысячи километров. Таким образом, общая протяжённость автомобильных дорог, соответствующих нормам, без учёта Москвы и Санкт-Петербурга увеличится до 217,9 тысячи километров. Прирост дорожной сети городских агломераций в нормативном состоянии с использованием средств федеральной поддержки составит порядка 9 тысяч километров. Кроме того, в этом году также планируется ликвидировать 483 места концентрации ДТП. И, конечно, предстоит разгрузить региональные трассы, работающие в режиме перегрузки. - Эксперты констатируют: федеральные трассы соответствуют критериям качества, региональные, как правило, не выдерживают никакой критики. Возможно ли в принципе повысить качество всех российских дорог? - Скорость износа дорог регионального и местного значения опережает скорость их строительства и ремонта. Вместо 10 лет службы их максимум всего 3-4 года. Основная проблема — это и устаревшие технологии, и, к сожалению, низкое качество дорожно-строительных материалов, и несоответствующее качество дорожных работ. Раз сэкономив на подрядчике, затем приходится много тратить на ремонт. Поэтому нужно создавать условия, как в Европе, где качественное строительство дорог окупается длительной эксплуатацией. Считаю, что приоритетным делом должно стать создание стимулов для внедрения инновационных технологий и материалов в дорожной отрасли. - Все эти изменения возможны лишь с внесением изменений в законодательство. Каких инициатив от Правительства и парламентариев стоит ждать в ближайшее время? - В Правительство внесён законопроект, предполагающий изменения в Градостроительный кодекс, которым транспортное планирование определяется в качестве одного из приоритетов при разработке документов территориального планирования регионов. Ждём, когда документ будет отправлен для работы в Государственную Думу. Кроме того, в Градостроительный кодекс будут введены понятия «рабочая документация», а также термины «цена контракта» и «смета цены контракта». В то же время ведомствам предстоит предусмотреть в Градостроительном кодексе и право застройщика или заказчика по согласованию с разработчиком проектной документации утверждать изменения в проектную документацию, не затрагивающие конструктивных характеристик надёжности и безопасности, без повторной госэкспертизы. Также требуется изменение ряда законов в части уточнения положений о прокладке, переустройстве инженерных коммуникаций. Проект коснётся сроков действия технических условий и требований для владельцев автомобильных дорог и для владельцев коммуникаций. Помимо законодательных изменений, также предстоит поменять и многие стандарты технического регламента Таможенного союза, который регулирует безопасность автомобильных дорог. За 5 лет до 2024 года изменения коснутся более 200 стандартов. В 2019 году будет разработано и утверждено 85 национальных документов стандартизации, гармонизированных с требованиями технического регламента.