Ещё
При аварии в Крыму погибли люди
При аварии в Крыму погибли люди
ДТП
В Калужской области автомобиль сбил ребёнка и скрылся
В Калужской области автомобиль сбил ребёнка и скрылся
ДТП
Транспортный налог в новом году: как и сколько платить
Транспортный налог в новом году: как и сколько платить
Автоновости
Пьяный российский полицейский насмерть сбил человека
Пьяный российский полицейский насмерть сбил человека
ДТП

Новейшие автоприблуды против здравого смысла 

Новейшие автоприблуды против здравого смысла
Фото: Свободная пресса
Когда я учился в школе, то часто задавал учителям вопрос: «где мне это пригодится?» Теперь я вырос и эти же вопросы задают мне другие дети. «Где я буду складывать дроби?», «Зачем мне знать, как работает двигатель внутреннего сгорания?», «Где в жизни мне пригодится умение отличать иван-чай от анютиных глазок?»
Электронный прогресс
Обычно я отвечаю: «Нигде». Я убежден, что математика, физика и другие науки, а также музыка, живопись, писательство и даже кулинария — это не истина в первой инстанции, это всего лишь попытка человечества понять мир и его устройство.
Все эти логарифмы и дискриминанты не пригодятся в жизни современного человека, но это нужно для того, чтобы не разучиться думать, решать, понимать и находить решения.
Когда я учился в школе, у нас не было предмета «каллиграфия», поэтому я не умею писать готическим и старославянским шрифтом. Сегодняшние дети не знают, что такое промокашка и вообще очень коряво пишут от руки, но зато они отродясь инстинктивно понимают, как пользоваться планшетом и смартфоном. Они мигом разбираются в меню телевизора и подключаются к Wi-Fi. У моих родителей на это уходят месяцы.
Как бы то ни было, я веду к тому, что моим детям уже не обязательно знать, что такое магнитная лента и паровой двигатель, потому что они этим не пользуются. Им важно знать всё про биты и микропроцессоры.
Наши прадеды учили латынь, родители — немецкий, мы — английский, а сегодня надо учить Java и C++, если вы понимаете о чём я. Всё это прекрасно, я за прогресс, каким бы электронным он ни был. Но прогресс только ради прогресса мне кажется не слишком крутой штукой.
И тут я должен перейти к разговору о машинах, потому что у меня начинает складываться впечатление, что все немного усложняется. Электроника начинает не упрощать, а усложнять нашу жизнь.
Ненужные сложности
Взять, например, клаксон. Крутая штука: нажал на резиновую грушу — из рожка раздался громкий звук. Но пришел прогресс и на смену элементарнейшему прибору, работавшему без электричества, пришел электромагнит, мембрана, прерыватель, токосъемники, провода, кнопки.
Та же история с древним реле-прерывателем поворотников. Нихромовая ниточка, резистор и электромагнит. Ниточка нагревалась и остывала, цепь замыкалась и размыкалась, лампочка включалась и выключалась. Куда уж проще? К тому же всё это хозяйство щелкало, и водитель понимал: включен поворотник или выключен.
Но недавним подросткам это не понравилось, они решили, что электроника круче, добавили транзисторов и сделали всё бесконтактным. Сделали и сделали. Шут с ними. Но из-за того, что все стало бесконтактным, пропал характерный звук. Пришлось делать ещё одну электронную приблуду — пищалку, чтобы водитель не забывал выключать мигалки. Ради чего, спрашивается, огород городили?
Дальше больше. Светодиоды. Они экономичнее и долговечнее (по крайней мере, в теории), но блокам управления фарами в дорогих иномарках теперь нужно охлаждение. Другая проблема — сами светодиоды почти не выделяют тепло, поэтому зимой в снегопад на фарах и задних фонарях образуется корка льда из снега, которая не тает, и машина становится невидимкой — нужен дополнительный подогрев стекла фары. С обычными лампочками накаливания такого не было.
Ручник. Чем не угодил тросиковый привод на задние колеса? У вас могут отказать тормоза, но с помощью ручника по-прежнему можно будет остановиться. Можно было дернуть ручник, чтобы вызвать занос или развернуться на месте. С электронным эти фокусы не пройдут.
Дошло до того, что подвеску теперь настраивают не инженеры, а программисты. Есть машины, в которых нет механической связи между рулём и колёсами (привет, ).
Жизнь, подвешенная за провода
Не хочу показаться старпером, но по-моему это уже перебор. Я не хочу, чтобы моя жизнь в повороте зависела от проводов. Провода, как и электроника в целом, не очень-то надежная вещь, как показывает практика. Провода могут сгнить, их может закоротить, их могут сгрызть крысы. Электронные панели, виртуальные приборные доски — это выглядит круто и по-современному, но через некоторое время — хочется на это надеяться — люди поймут, что механика, которая работает без магии электричества, круче и надежнее.
Видите ли, в чем дело: мне достались по наследству часы моего прапрадеда. И они ходят, хотя в них нет аккумулятора. А у моей жены есть музыкальная шкатулка, в которой никогда не меняли батарейки, потому что их там нет. Но я не уверен, что iWatch доживут до моих праправнуков, а музыкальная игрушка моей дочери не заглючит завтра из-за перегоревшей платы, которую нельзя починить.
А ещё печальнее, что, должно быть, если часы прапрадеда все-таки сломаются, через 50 лет их некому будет починить, потому что механика будет забыта так же, как сегодня забыта латынь.
Видео дня. ГИБДД и военная автоинспекция объединят базы данных
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео