Хранители истории. Среди сотрудников омской ГИБДД есть уникальные люди

3 июля - день образования службы ГАИ - ГИБДД. 83 года назад, когда служба зарождалась в СССР, для большинства людей сотрудником ГАИ был регулировщик на перекрёстке. В 2009-м, когда праздник был заново утверждён в современной России, Госавтоинспекция уже была принципиально иной, чем та, довоенная. Что уж говорить о современной? За 10 лет прогресс шагнул далеко вперёд, и человека всё больше заменяет техника. Камеры, автоматизированные системы обработки дорожных нарушений - вот она какая, современная инспекция дорожного движения. Однако идущий в ногу со временем молодой человек, активно пользующийся гаджетами, может вдруг приоткрыться совсем с другой стороны. Речь о сотруднике областного управления ГИБДД Романе Андруневиче. Сегодня он гость редакции «АиФ в Омске». Всё началось с отца Ольга Коробова, Аиф в Омске: Роман, как вы попали в ГАИ? Кто повлиял на выбор профессии? Роман Андруневич: Вспоминая себя школьником, я понимаю, что на выбор профессии повлиял отец. Хотя он никакого отношения к милиции не имел, работал водителем, потом механиком, завгаром. Но он посоветовал, и в 1998 году я поступил в Омскую академию МВД. Отучился, начал службу в Азовском районе участковым уполномоченным. В ГАИ не собирался, мне нравилась моя работа - я знал всех на участке, с людьми было интересно. Но была ситуация: сотрудник ГАИ уходил, а меня начальник вызвал и предложил должность инспектора по розыску. Соблазнил тем, что моей специализацией в вузе был розыск, здесь родственный вид деятельности. Пригодилась и моя любовь к технике - ГАИ ведь служба мобильная. - Вот именно о любви к технике и хотелось расспросить подробнее. С чего началось увлечение техникой военных лет? - Толчком и генератором опять же был отец. Он всю жизнь с машинами, и я с детства разбирался в технике. Однажды я нашёл фотографию деда на ИЖ-49. И отец рассказал, что дед Михаил ездил на этом мотоцикле, потом продал его, причём папа точно знал кому. Мне захотелось разыскать дедов мотоцикл, стал узнавать и нашёл его в селе Александровка Шербакульского района. Конечно, прошло много времени, мотоцикл был в полу­разобранном состоянии, я докупил второй, который стал «донором», и восстановил дедушкин. Он до сих пор в рабочем состоянии. Иногда я его завожу, езжу, но больше это память, конечно. Далее мы взяли так называемый командирский внедорожник (ГАЗ-67), он использовался во время войны в основном командирами (отсюда и название), но как тягач возил малую пехотную пушку. Потом появилась знаменитая полуторка, или ГАЗ-АА. Ну и далее ЗИС-5 (пятитонник). Это основной подвижной состав Красной армии, который во время Великой Отечественной перевозил людей и грузы, оружие и раненых. У армии вермахта линейка грузовиков даже по моделям была огромной, потому что вся Европа на неё работала. А у нас это реально те самые рабочие лошадки, что выиграли войну. - И теперь вы участвуете с этими автомобилями в мероприятиях к 9 Мая. - Да, вот в этом году не только были на параде, но и 7 мая на акции «В лесу прифронтовом», там была реконструкция военных событий. Для меня 9 Мая - самый главный праздник. - Потому что есть возможность показать, что вы сделали? - Чем дальше уходит от нас война, тем более всё это забывается. Иной раз люди старше тебя не знают, что это за автомобиль, не говоря уже о молодых. Нами движет желание показать людям, на какой технике прошли войну, какой ценой достигнута Победа. Когда открываешь дверь в кабину, понимаешь, что раньше были весьма спартанские условия. Ни о каких кондиционерах и даже поворотниках речи не было, тормоза на тягах. В кабине тесно, сложно даже представить, как наши деды и прадеды в тулупах и валенках зимой передвигались. Вот это всё мы объясняем. Ну и потом, машин таких очень мало осталось. Может быть, это высокопарно звучит, но я себя и одноклубников (омский историко-патриотический клуб «225 автотранспортный батальон». - Ред.) называю хранителями. Мы пытаемся сохранить историческую память, воссоздать машины из максимально аутентичных материалов. Историю должны знать - В каких мероприятиях ещё участвуете? - В июле в Омском районе будет детский военно-патриотический лагерь. Мы в прошлом году туда ездили с ночёвкой на два дня и нынче поедем. Ставится палаточный лагерь с выставкой макетов вооружения, форменное обмундирование, транспорт: полное погружение в историю. Надо прожить эти день-два в форме, в сапогах, с приготовлением пищи, максимально приближенным к тому времени. И ребятишкам это всё рассказываем. Кстати, самые организованные - это группы девчонок. Они внимательны, а пацанов только успевай вылавливать из всех щелей. А вообще было бы здорово, если бы у нас был некий живой музей, где техника не стояла на приколе, а можно было детей покатать, показать, как это работало. - Перерастает ли интерес к технике в интерес к истории войны? - Историю Великой Отечественной должны знать все. Конечно, когда начинаешь заниматься техникой, историю изучаешь обязательно. Вот мы пригнали машину, но пока это стоит куча металлолома. Какой кузов был, какая доска на нём, какие зеркала? Ищешь всё это в исторических документах. У нас в клубе есть человек, который очень хорошо знает форму РККА, Красной армии - до ниточки, до пуговички. И много таких, кто на чём-то специализируется. Конечно, все мы смотрим старые фото­графии, военные фильмы. - А они имеют историческую достоверность? - Я говорю о картинах тех времён. В современных исторической достоверности нет, лишь приближённые вещи, похожие. - Когда вы едете на автомобиле военных лет, как реагируют омичи? - Чаще всего восхищаются, но некоторые не понимают, насколько они рискуют. Когда обгоняют, подрезают, чтобы выразить свои эмоции, они не представляют, что на старом грузовике не такие тормоза, как у современной машины, много слепых зон, поэтому я как водитель вынужден думать не столько о себе, сколько о них. - Много технических особенностей? - Это не сегодняшние машины: сел и поехал. Мы же круглогодично не используем эту технику, поэтому на зиму консервация, весной расконсервация. Перед тем как завести технику, её надо подготовить. И погладить где-то, и по колесу постучать, масло обязательно проверить. Но у этих машин, я считаю, есть душа. Сейчас для меня поездка на этой машине - это не просто передвинуться из пункта А в пункт Б. Это получение удовольствия и некое осмысление того, как это было раньше. - Ретроавтомобили сегодня в моде, но по большей части это легковые, на которых людей катают и тем самым деньги зарабатывают. А есть ли ещё такие любители грузовиков? - Мы плотно контактируем с Новосибирском. У них пять таких клубов, а с техникой чуть хуже. Собираемся ежегодно на «Сибирском огне» в Новосибирской области. Это такое военно-историческое мероприятие, там и вторую мировую, и Средневековье, и Афганистан реконструируют. И мы туда вместе с техникой всегда приезжаем. Старинные вещи таринные вещи- Есть ли в планах ещё что-то восстановить? И как это вообще происходит? Увидел - загорелся - купил? - Раньше мог загореться, но сейчас тщательно всё обдумываю. Почему? Эту технику нельзя брать, если ты её не знаешь. Тебе могут сказать, что она вчера ещё работала, а потом ты на каких-то мелких деталях запросто обанкротишься. Поэтому либо нужен человек, который подтвердит, что это на самом деле полнокомплектная техника, либо ты сам должен в этом разбираться, понимать, что пойдут дальнейшие затраты. Если ты к ним готов, можно брать. Хотя, если бы мне попались, хотел бы М-1 восстановить, ЗИМ (ГАЗ-12). - Я смотрю, на окне стоит печатная машинка. То есть интерес к раритетам не ограничивается только автомобилями? - Нет, мне вообще старинные вещи нравятся, это же живая история! А эта машинка замечательная: период изготовления где-то 1922-1926 гг. Она работает! Периодически вечером просто беру книжку и статью перепечатываю. Думать надо, какую клавишу выбрать, на клавиатуре-то автоматически печатаешь. Это очень интересно. - Роман, возвращаясь к празднику: что для вас День ГАИ и вообще эта служба? - ГАИ - это служба мобильная, серьёзная, универсальная, способная в принципе выполнять многие задачи. Я пришёл когда-то работать в милицию, сейчас я полицейский. И горжусь, что работаю именно в ГИБДД.

Хранители истории. Среди сотрудников омской ГИБДД есть уникальные люди
© АиФ-Омск