Войти в почту

Уход Neste подтвердил изменение "правил игры" на топливном рынке РФ

Решение компании Neste продать свой заправочный бизнес компании «Татнефть» и уйти из России не связано с событиями на отечественном топливном рынке – считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Уход Neste не имеет отношения к регулированию цен на бензин в России Напомним, что финны из Neste решили продать свои 75 АЗС в России компании «Татнефть» и свернуть работу в нашей стране. Это связано с желанием данной финской компании сосредоточиться на «стратегических проектах» и не распыляться на частности. Другой вопрос, что это событие, по крайней мере – по времени, коррелирует с последними изменениями на российском топливном рынке, которые связаны с мерами правительства РФ по поддержанию стабильных розничных цен на бензин. Ведь реализация в нашей стране налогового маневра привела к тому, что в России появился риск внутреннего дефицита нефти и, соответственно, явный драйвер роста цен на топливо. Сейчас все это купируется путем «ручного управления», в результате чего, пострадали частные заправки, которые в отличие от ВИНК – вертикально интегрированных компаний, включающих в себя весь цикл производства топлива, подчас не имеют возможности брать с потребителя ту норму прибыли при продаже топлива, что нужна им для нормального функционирования такого бизнеса. Neste является знаковой компанией для северо-запада России, которая появилась у нас в начале девяностых – первой из западных топливных франшиз, и продавала на российском рынке высокооктановый бензин. Он тогда почти не производился российскими НПЗ. «Никакого отношения к современным процессам на отечественном топливном рынке эта сделка не имеет. Она начала обговариваться давно и просто только сейчас пришла к результату, т.е. к продаже сети заправок Neste компании «Татнефть», - констатирует Аркуша. По словам Евгения Александровича, сложно говорить о том, что лежит в основе данного решения Neste о продаже своих заправок в России, но то, что это не связано буквально с последствиями налогового маневра в России, можно говорить наверняка. «Эта коммерческая история тянется с прошлого года и не является новинкой для нашего топливного рынка», - резюмирует Аркуша. В России идет ослабление позиций частных АЗС С другой стороны, возникает вопрос, а не говорит ли данный случай о том, что в ближайшем будущем в России «отомрет» большинство частных сетей АЗС, включая и такие крупные иностранные франшизы, как Neste, а топливный рынок останется за ВИНК. Для центральной России – это, наверное, не будет проблемой, а вот если брать отдаленные российские регионы, то это может привести к серьезным рискам. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что перед нами косвенное следствие изменений на топливном рынке. При этом, эти изменения не касаются общих проблем с извлечением прибыли с продажи бензина после решения о налоговом маневре, а связаны с тем, что структура заправочного бизнеса в России значительно изменилась, и больше не может строиться только вокруг топлива. «ВИНКам работать в России действительно гораздо удобней и проще, чем независимым АЗС. Интересно, что независимые АЗС хоть и продают меньше половины топлива в России, но заправок имеют существенно больше, чем российские ВИНКи», - заключает Юшков. Как полагает эксперт, это говорит о том, что пропускная способность у заправок ВИНК шире, чем у независимых АЗС, а что касается Neste, то эта финская компания, судя по всему, просто не видит перспектив для своего развития в нашей стране. В России изменилась структура АЗС, как коммерческой точки «Причины этого решения Neste, видимо, банальны – низкая маржинальность и отсутствие перспектив развития. К тому же, в последнее время государство напрямую заходит в топливную отрасль и, по сути своей, диктует компаниям, какой должна быть цена на бензин в России. Это создает особую специфику, которая, естественно, не нравится зарубежным компаниям», - констатирует Юшков. Сегодня не регулируется стоимость нефти на опте, а регулируются цены в розницу. Вот это, наверное, и стало причиной решения Neste уйти, хотя тот факт, что финны нашли покупателя на свои активы, показывает, что их бизнес в России продолжает оставаться рентабельным. «Ведь многие независимые АЗС или те заправки, которые входят в небольшие российские сети, также бы с удовольствием продались, но их собственникам никто не дает нормальную цену, а вот финнам дали, и это говорит о многом», - резюмирует Юшков. Игорь Валерьевич отмечает, что тот, кто сегодня может уйти с рынка АЗС, уходит, поскольку непонятно, что будет в России с топливным рынком дальше, учитывая активное государственное регулирование розничных цен на бензин и другие нефтепродукты. «Если маржинальность продажи бензина будет падать и дальше, то привлекательность данного рынка также уменьшится. И перед любым игроком сегодня стоит выбор, либо он закрывается, либо, наоборот, развивается и создает из своей АЗС многотоварные комплексы. Не только топливо продавать, но и сопутствующие товары, да и продукты питания вместе, и это обязательно, с кофе», - заключает Юшков. Это означает серьезные вложения в АЗС, а финны не захотели хотели этого делать. Ведь сейчас без продажи кофе на заправках выжить очень сложно, в результате чего, данный напиток стал на АЗС даже более маржинальным товаром, чем само топливо.