Войти в почту

Подземный трудяга

В прошлом году на выставке «Иннопром‑2018», проходившей в Екатеринбурге, на стенде Уральской горно-металлургической компании (УГМК) был презентован макет погрузочно-доставочной машины ПДМ10‑УГМК, которая вызвала большой интерес у специалистов. Спустя год можно констатировать: макет превратился в настоящий агрегат, который уже работает на подземных объектах компании. Более того, на нынешнем «Иннопроме» посетители выставки смогут увидеть действующий образец ПДМ10‑УГМК Ferrit. Проект реализует УГМК совместно с чешской компанией Ferrit. Первый экземпляр новой машины поступил на Ново‑Учалинское месторождение Учалинского ГОКа еще зимой и уже прошел проверку в реальных условиях на 680‑м горизонте. Почему появление этой машины так важно для отечественной горнорудной промышленности? Дело в том, что за всю новейшую историю российской экономики подобная машина, без которой просто невозможно добывать руду на больших глубинах, впервые построена на отечественном заводе – до сих пор на рудниках страны эксплуатировались только импортные погрузочно-доставочные машины. Конечно, даже и в этой модели ее создатели не обошлись без зарубежных комплектующих – на АО «Шадринский автоагрегатный завод» (ШААЗ), где происходит сборка этой уникальной машины, своими силами производят только раму, стрелу и ковш. А вот все остальные высокотехнологичные узлы, увы, пока поставляются по импорту: трансмиссия, коробка передач, преобразователь и мосты сделаны в Бельгии, двигатель мощностью 239 кВт (325 л. с.) по происхождению «американец», хотя выпускается в Набережных Челнах на совместном предприятии ПАО «КАМАЗ» и Cummins Inc, гидравлика – совместного производства Дании и Италии, электросистема произведена в Чехии. Тем не менее даже в такой интернациональной сборке появление ПДМ10‑УГМК стало серьезным технологическим прорывом для нашего машиностроения, которое, прямо скажем, за последние 30 лет было практически сведено на нет. И это очень хороший знак для нашей промышленности, которая, несмотря на все жесткие испытания, все-таки выжила и показывает неплохие результаты. Специфика подземной работы повлияла на необычную форму ПДМ10‑УГМК – она низкая, широкая, приземистая. Сконструирована машина таким образом, чтобы успешно работать в узких проходах и коридорах шахты. Габариты и параметры поворота машины (она способна согнуться практически пополам) полностью соответствуют этим требованиям. Высокая маневренность дает возможность применения в любых выработках с углом наклона почвы или профиля дороги до 15 градусов, а угол поворота рамы достигает 42,5 градуса. ©пресс-служба АО ШААЗ Главными требованиями шахтеров к конструкторам были надежность машины и минимум электроники, на которую может негативно влиять агрессивная среда шахты. И надо отметить, что все эти условия были выполнены – машина получилась очень надежная и даже более удобная в эксплуатации, чем ее зарубежные аналоги. В декабре 2018 года АО «ШААЗ» получило декларацию о соответствии машины требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Практически все, кто видит ПДМ10 впервые, отмечают большой диаметр и ширину колес, благодаря чему обеспечивается меньшее давление на грунт. Шины на больших колесах «лысые», и это выглядит очень необычно. Секрет тут простой: такой машине колеса с рифленым протектором не нужны, ведь в «рисунок» могут забиваться камни, которые повредят шину. Шины очень износоустойчивые, способны выдержать вес 40 тонн (именно столько весит машина с загруженным ковшом), а также постоянное трение о грунт, камни и породу. Это касается и боковин, на которые идет основная нагрузка. На каждом колесе имеется по две метки, позволяющие визуально оценить степень износа резины и вовремя ее заменить. ПДМ способна работать в очень тяжелых условиях и даже в полной темноте – она оснащена несколькими фароискателями и галогеновыми светильниками. В кабине водитель располагается боком к ходу движения машины. Это обусловлено тем, что в шахте ПДМ передвигается только взад-вперед и машинисту удобнее поворачивать голову набок. Эргономика рабочего места и удобная панель управления позволяют водителю производить рабочие операции буквально с ювелирной точностью. Опционально предлагается установка закрытой кабины с кондиционером и отоплением. Возможно наличие дистанционного управления машиной. После выпуска первой погрузочно-доставочной машины на ШААЗе сразу приступили к сборке следующих экземпляров, причем уже во второй машине появились некоторые изменения, к примеру, до конца этого года будет разработан вариант машины с остекленной кабиной. Это необходимо в тех случаях, когда ПДМ выезжает из шахты с постоянной температурой плюс 12 градусов на открытую поверхность. Всего в 2019 году АО «ШААЗ» планирует изготовить шесть машин грузоподъемностью 10 тонн для Богословского рудоуправления, Гайского ГОКа, Урупского ГОКа и предприятия «Сибирь-Полиметаллы». Практически все они запущены в производство и сейчас находятся на разных стадиях готовности. С выходом на проектную мощность ШААЗ планирует выпускать до 50 единиц специальной техники в год. В новой серии будут погрузочно-доставочные машины грузоподъемностью 14 и 17 тонн, а также шахтные самосвалы на 30 и 45 тонн. Это перспективное направление позволит обеспечить внутренние потребности холдинга и выйти с конкурентоспособной продукцией на рынок России и других стран.

Подземный трудяга
© Профиль