Самарское УФАС усмотрело нарушения в организации уличных базаров 

Самарское УФАС усмотрело нарушения в организации уличных базаров
Фото: Российская Газета
Рост тарифов на услуги ЖКХ постоянно волнует людей. В Самарской области с 1 июля сразу на три рубля подняли цену за кубометр холодной воды и водоотведения. С точки зрения антимонопольного законодательства передача в концессию всех водопроводных сетей не является сомнительной сделкой? Монополист диктует цены?
: Концессионное соглашение предусмотрено российским законодательством, и в данном случае это одна из самых верных форм использования муниципального имущества. Если правильно предусмотрены все условия, то переданное имущество модернизируется, выполняя инвестиционную программу, и через определенное время возвращается городу. Компания СКС должна сделать совершенно новую систему очистки воды взамен устаревшего хлорирования, обеспечить мощностями вновь застраиваемые районы города. А потом, ведь водопроводные и канализационные сети в Самаре изношены более чем на 75 процентов, и это чревато различными чрезвычайными ситуациями.
Компания СКС уже брала сети в аренду, обещая провести их реконструкцию, но ничего не сделала. На чем основан оптимизм властей в этот раз?
Леонид Пак: Аренда позволяет проводить реконструкцию только за счет прибыли, а концессия — закладывать необходимые на модернизацию средства в тариф, что у нас и произошло. Теперь все упирается в строгий контроль за реализацией программы. Если она не будет соблюдаться в полном объеме, то город может в одностороннем порядке расторгнуть соглашение и компании придется вернуть имущество, не получив компенсации вложенных денег. Вряд ли бизнес устроит такой вариант. Да, людям сложно, но мы выбираем не между хорошим и отличным, а между сложным и катастрофическим, ведь могут возникнуть перебои с водой. Это неправильная политика — ничего не делать, лишь бы не осложнять ситуацию. Стоит отметить, что все изменения тарифа прописаны на годы вперед, и самостоятельно компания повышать их уже не сможет.
Острая тема — цены на бензин, от которых зависит и стоимость других товаров и услуг. Автомобилисты утверждают, что только за последние три месяца они выросли в регионе более чем на 15 процентов. Кто ведет контроль на предмет сговора в этой сфере?
Леонид Пак: Мы еженедельно проводим мониторинг рынка. Но я не только как руководитель региональной , но и как автомобилист скажу, что эти цифры, если говорить о рознице, сильно преувеличены. Так, цена на дизельное топливо в процентном соотношении с декабря 2018 года изменилась следующим образом:  — снижение на 1,25 процента, «Самаранефтепродукт» — без изменений, «Татнефть АЗС» — увеличение на 0,5. Бензины марок И-92, АИ-95 подорожали с начала года на 2,5-3 процента, что не превышает роста уровня инфляции. В связи с этим оснований для принятия мер антимонопольного реагирования у нас нет. При этом многие продавцы, не меняя цену на горючее вслед за колебаниями на мировом рынке, борются за своего клиента различными накопительными и подарочными акциями. Хороший пример конкуренции.
Волнует другое, что с регионального рынка ушли практически все независимые продавцы ГСМ, остались в основном только вертикально интегрированные компании. Заправки брошены и буквально поросли бурьяном. Это следствие административных барьеров в организации рынка нефтепродуктов. Нельзя продавать топливо в газетных киосках, как, например, в Европе, нельзя ближе 25 метров к жилому дому (в Барселоне есть заправка в подвале многоквартирного дома. — Прим. ред.), запрещено — в паркинге. За последние годы технологии ушли далеко вперед, позволяют использовать негорючие материалы, улавливать минимальные утечки и в секунды блокировать оборудование, а наши нормативные акты остались с советских времен. Все это сдерживает развитие конкуренции, но не рост цен.
Каковы итоги расследования нашумевшего на всю страну картельного сговора между правительством Самарской области, ООО «СМТ» и «Клиникой сердца»?
Леонид Пак: В мае текущего года в действиях этих субъектов было выявлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции. Предметом разбирательства стал инвестиционный меморандум о сотрудничестве, заключенный между ними еще в 2014 году. Старая редакция этого меморандума предполагала, что региональные власти брали обязательства загружать частную клинику заказами и возмещать недополученные доходы, то есть обеспечить ей получение экономической выгоды. По итогам рассмотрения данного дела региональным властям необходимо устранить все эти нарушения. Правительство Самарской области расторгло инвестиционный меморандум с «СМТ» через суд.
Стоит отметить, что в нашем регионе есть и положительные примеры реализации инвестиционного меморандума в сфере медицины. Например, строительство и открытие многофункционального медицинского центра «Мать и дитя». Сегодня этот центр открыт и ведет свою деятельность.
Противодействие картелям — одна из главных задач антимонопольной службы, какие свежие примеры у Самарского УФАС в этой области?
Леонид Пак: Одним из громких обещает стать дело, расследование которого мы проводили совместно с  и . Мы проверили компанию «Торговый дом Вип-Фарм», который сам не принимал участия в поставках в больницы препаратов и изделий медназначения, однако у них были обнаружены сертификаты и электронные подписи более 10 фирм, для которых они вели подготовку торгов. В отношении всех этих фирм будут возбуждены дела. Речь идет о поставках на сотни миллионов рублей, при том, что мы просмотрели только материалы по 2018 году. Проверим еще 2016 и 2017 годы. В этой ситуации больше всего нас беспокоит, что нередко заказчики активно взаимодействуют с участниками торгов (совместная подготовка документации аукциона, передача технического задания потенциальному участнику до проведения торгов). Что с точки зрения закона недопустимо.
Наверняка сомнительные схемы ведения бизнеса существуют не только в многомиллионных контрактах: взял кусок пустыря в микрорайоне и организовал безо всяких документов «ночную парковку»…
Леонид Пак: Такими парковками мы не занимались, но было не менее интересное «елочное дело». Елками перед Новым годом по всей Самаре торгуют, но организация бизнеса полна тайн. Вот мы по обращению фирмы и занялись расследованием. Оказалось, что департамент имущества горадминистрации от этого устранился, на основе устной договоренности передав все дела вместе с участками тротуаров, на которых и ведется торговля, муниципальному предприятию «Ярмарки Самары», а то в свою очередь раздавало их непонятно кому всего за 9700 рублей на весь период торговли. То есть город землю под торговлю не отдавал, в этом случае потребовалось бы проводить открытый конкурс на право аренды и собирать платежи в бюджет, а отдал только асфальтобетонное покрытие — и никаких сложностей. К счастью, суд поддержал позицию ФАС, что одно без другого не существует. Теперь наша задача, и мэрии, конечно, — проследить, чтобы по странной схеме не возникли в городе развалы бахчевых, сезон-то на носу, и бюджет теряет на этом немалые деньги. К тому же такая непрозрачная схема (в интернете нет никаких условий конкурсов и общей схемы размещения таких объектов нестационарной торговли) не позволяет участвовать в данном бизнесе всем желающим, что сказывается и на цене продукта. В отношении Администрации и муниципального предприятия будут возбуждаться административные дела.
Острый вопрос
Самарцы встревожены уже вторым за последние полгода повышением цены на проезд в маршрутках. С 1 июля он вновь подорожал на пять рублей, а при этом есть направления, которые не дублируются муниципальными автобусами и трамваями. Как вы оцениваете ситуацию?
Леонид Пак: За организацию транспортного обслуживания отвечает администрация города, она может поручить это любой компании, и там не должно быть монополии, это если речь идет о рыночных отношениях. На общественном транспорте у нас действует регулируемый тариф, а для коммерческого — никаких «потолков» не установлено, в противном случае городской бюджет должен восполнять перевозчику выпадающие доходы. Конечно, этот тариф, сегодня речь идет о 35 рублях за проезд в коммерческом автобусе, тоже должен быть обоснован. К нам поступают обращения граждан, депутатов по поводу повышения стоимости проезда. На данном этапе мы направили запросы информации в адрес перевозчиков. Будем смотреть, изучать и, если в действиях организации будут выявлены отклонения от требований законодательства, будем незамедлительно принимать меры реагирования. На мой взгляд, формирование цены проезда на городском транспорте должно стать более гибким — исходя из времени поездки, продолжительности, с учетом часа пик и «полупустых» загрузок. Это все требует, конечно, детальной проработки, но может оказаться выгодным для всех.
Видео дня. На МКАД за проезд по обочине будут штрафовать парконы
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео