Зашли в тупик. Как в Омске развивается транспортная реформа

С 1 января 2019 года система пассажирских перевозок в Омске претерпела существенные изменения в части тарифной политики и способов оплаты проезда. Прошло чуть больше полугода. Как реформа отразилась на всех участниках рынка пассажирских перевозок? Каждый сам за себя С начала года в городе резко выросла плата за проезд - с 22 до 30 руб., но при условии оплаты безналичным способом стоимость одной поездки составляет 25 руб. По словам представителей дептранса, это позволило за короткий период перевести омичей на безналичный способ оплаты. Вместе с этим был частично обновлён муниципальный автопарк. Как заявил замначальника Западно-Сибирского межрегионального УГАДН Дмитрий Петров, работа в сфере пассажироперевозок, которая проводится в Омске, видна, хотя не обходится без жалоб как от пассажиров, так и от перевозчиков. С первого взгляда - идиллия: по городу ездят новенькие автобусы; омичи, массово закупившие транспортные карты, дружно рассчитываются ими за проезд. Но по факту всё не так радужно: мэрия закупила автобусы малого класса, что для города-миллионника не подходит, а новые большие автобусы на газомоторном топливе негде заправлять. К слову, доля муниципального транспорта в системе перевозок составляет чуть более 30%, остальные почти 70% - частники. Такое соотношение оказало существенное влияние на тарифную политику - стоимость проезда для школьников, студентов и пенсионеров, которая предполагалась единой на всех видах транспорта, на частных маршрутах стала отличаться от муниципальных на несколько рублей, и дептранс вынужден был согласиться. К этому добавились отказы водителей маршруток принимать плату по безналу. В общем, взаимных претензий за полгода накопилось много. «Облачный» эксперимент Сразу после начала реформы омичи стали возмущаться отказом частников принимать транс­портные и банковские карты. По словам председателя СРО «Омские перевозчики» Владимира Геворгяна, у участников транспортного рынка есть взаимная обязанность: у пассажира - оплатить проезд, у перевозчика - выдать билет. Онлайн-касса не входит в перечень обязательного оборудования пассажирского транспорта, потому что её неисправное состояние не влияет на работу подвижного состава. «Если терминал не работает из-за отсутствия сотовой связи, пассажир обязан оплатить проезд другим способом, то есть наличными деньгами, или выйти из транспортного средства», - считает Геворгян. Желание частных перевозчиков заработать как можно больше объяснимо, но можно понять и омичей, которые не желают лишний раз переплачивать. Частично сгладить острые углы между пассажирами и частниками поможет федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники... » Он гласит, что с 1 июля весь пассажирский транспорт должен быть оснащён терминалами оплаты проезда. Внедрение онлайн-касс идёт прежде всего на пользу государству. По словам главного государственного налогового инспектора УФНС России по Омской области Сергея Лотова, система безналичного расчёта влияет на налоговые поступления, а переход на онлайн-кассы призван ликвидировать теневой денежный поток. Пассажиры видят в этом свою выгоду: есть возможность немного сэкономить, так как в большинстве маршруток действуют регулируемые тарифы, и отказ частника в проведении оплаты по банковской или транспортной карте - это нарушение законодательства о защите прав потребителей. Как рассказал Владимир Геворгян, оснащение стационарными кассовыми аппаратами пассажирского транспорта - финансово затратная задача. Один из вариантов её решения - использование терминала, который сейчас есть в пассажирском транспорте, но с возможностью работы с «облачным» пространством. «Это экспериментальная система. С 1 июля в неё вошли два города России - Казань и Омск. В нашем городе в эксперименте участвует муниципальный транспорт и несколько частных маршрутов, - поделился предприниматель. - Пассажиру, оплатившему проезд, выдаётся «облачный» чек, на котором обозначены номера терминала и билета. Пассажир может зайти на сайт etk55.ru и получить там фискальный чек, если он необходим. Новая система будет обкатываться предположительно месяц, после чего начнётся её внедрение повсеместно. Срок вхождения в неё всего пассажирского транспорта - до 1 июля 2020 года». Впереди неизвестность Несмотря на предпринятые шаги по развитию системы пассажироперевозок, участники транспортного рынка смотрят в будущее с пессимизмом. «Между мэрией и частными перевозчиками существуют непонятные отношения. Мэрия утверждает, что стратегия развития транспортной системы Омска завершена, а по сути она ещё не начинала формироваться. У нас выработана стратегия краткосрочного периода, а что будет после наступления 2020 года – неясно», - посетовал президент Омского транспортного союза Николай Артемьев. Как сказал общественник Игорь Фёдоров, между мэрией и частниками идёт война, которую давно пора прекратить. На пользу Омску.

Зашли в тупик. Как в Омске развивается транспортная реформа
© АиФ-Омск