Войти в почту

Новый закон о демпфере гарантирует рост цен на топливо в пределах инфляции

Принятие Госдумой РФ в третьем чтении законопроекта по корректировке демпфирующего механизма является внутренним делом системы нефтепродуктообеспечения – считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Данный закон не отразится на розничных ценах на бензин Дело в том, что Государственная дума РФ приняла в третьем и окончательном чтении федеральный закон, который скорректирует демпфирующий механизм для стабилизации внутрироссийских цен на бензин и дизельное топливо. Данной нормой предусматривается снижение условной средней оптовой цены бензина с 56 тысяч до 51 тысячи рублей за тонну. При этом, стоимость одной тонны дизельного топлива в данном контексте уменьшается с 50 до 46 тысяч рублей. «Эта условная цена, с которой сравнивается экспортный паритет», - констатирует Аркуша. Отметим, что экспортный паритет – это уровень цены, который должен быть на внутреннем рынке при равнодоходности продаж топлива на зарубежном рынке с учетом всех налогов и сборов. Этот показатель показывает, насколько российский топливный рынок коррелирует с внешним. И это также демонстрирует, куда продавцам нефти выгодней осуществлять продажи сырья. «Этот закон направлен на насыщение внутреннего рынка нефтью, и не на конкретные объемы нефти, а он просто повышает эффективность работы демпфера. Это внутреннее дело системы нефтепродуктообеспечения. С точки зрения потребительских цен и всего остального здесь ничего не меняется, и как у нас менялись цены в пределах инфляции, так они и продолжат это делать», - заключает Аркуша. Как замечает эксперт, принятие этого федерального закона не повлияет на цены на бензин и дизтопливо, но повлияет на положение НПЗ, которых напрямую затрагивают все эти государственные меры по недопущению роста рыночных цен в России. Есть вопросы по самому демпфирующему механизму Президент Независимого топливного союза Павел Баженов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что в его структуре скептически относятся к демпфирующему механизму и считают его «велосипедом». Т.е. неким новым изобретением, которое не факт, что было нужно, но подавалось под тем соусом, что базовые топливные акцизы в России трогать и изменять нельзя. «Демпфирующий механизм привязан к двум величинам. Во-первых, это зафиксированная цена, от которой он считается. Он абсолютно оторван от акутальных цен на внутреннем рынке, т.е. это рекомендуемая цена, рассчитанная на основе цен, которые были зафиксированы в нашей стране на протяжении прошлого года. После чего эта величина также индексируется», - констатирует Баженов. Это, как замечает эксперт, говорит о том, что все то, что происходит на внутреннем рынке, неважно в контексте данного показателя. «Во-вторых, это переменная величина, «нетбэк», т.е. экспортная альтернатива, на которую не в силах повлиять российские регуляторы. Из-за этого демпфирующий механизм является чрезвычайно сложной формулой, работающей только в случае прогнозируемой ситуации на мировом рынке. Поэтому в случае какого-то шока данное построение должно сломаться», - резюмирует Баженов. В случае обвала цен на нефть в мире и кардинальных изменений со стоимостью рубля демпфирующий механизм работать не будет. Так что, в таком случае правительство РФ будет снова в ручном режиме решать эту проблему и сдерживать рост цен на бензин. Важно как на практике будет работать демпфер «Проблемами демпфера является переменность и оторванность от ситуации на внутреннем рынке», - заключает Баженов. Кроме того, нужно обратить внимание на тот момент, что в России отсутствует система контроля трансляции данного вычета на цены внутреннего рынка. Ведь демпфер является компенсацией нефтяным компаниям со стороны федерального бюджета. «Ситуация здесь выглядит следующим образом. Население сначала платит акциз, т.е. налог на потребителя, а затем уже нефтяные компании получают компенсацию за свои убытки. Получается вопрос, а будет ли эта компенсация транслирована в оптовую цену на топливо, которую увидит рынок. Четкого ответа на это, естественно, нет, а это действительно важно», - констатирует Баженов. Как считает эксперт, это свидетельствует о том, что перед нами негибкий механизм, который только опосредованно влияет на образование внутренних цен на топливо в России. Да и вообще, этот показатель не является у нас рыночным, начиная с 2009 года. «Разве что сначала рыночные цены на топливо образовывались по принципу «инфляция-минус», а сейчас здесь идет их образование в пределах инфляции. По этой причине не может даже ставиться вопроса о том, что цены на топливо могут снизиться в России, ведь инфляция предполагает их рост, который будет, несмотря на ситуацию в оптовой части рынка», - резюмирует Баженов. При этом, оптовое звено рынка работает по рыночным принципам, в результате чего, есть негативное последствие – даже в случае возникновения ситуации, благоволящей к снижению розничных цен на топливо, они вниз не пойдут из-за их привязки к инфляции. «Нефтяные компании не заинтересованы в снижении розничных цен на топливо даже в случае возникновения маржинальности, поскольку они понимают, что оптовые цены могут вырасти за месяц на двадцать процентов. Мы это видели на примере начала года, когда цены бы снизились, если бы у нас в опте и рознице было рыночное ценообразование», - заключает Баженов. Так что, перед нами очень сложный вопрос, дискуссия по которому далека от своего завершения.