Ещё

Структура «Ростеха», сын газовика и пермский частник. На свердловскую скорую появились три претендента 

Структура «Ростеха», сын газовика и пермский частник. На свердловскую скорую появились три претендента
Фото: РИА "ФедералПресс"
«Взаимная заинтересованность»
Свердловской области обсуждает возможный перевод на аутсорсинг системы скорой помощи. Об том корреспонденту «ФедералПресс» сообщила замминистра Екатерина Есина.
По словам Есиной, еще в феврале областное правительство заключило соглашение о намерениях с АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу». «Основное направление соглашения — взаимная заинтересованность в обновлении автопарка скорой медицинской помощи с развитием инновационных медицинских технологий, включая системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов», — рассказала чиновница. Другими словами, жители Свердловской области должны будут получить новые машины, оснащенные по последнему слову медицинской техники.
Депутат свердловского заксобрания в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» не исключил возможной передачи машин скорой помощи на аутсорсинг в принципе, но призвал к осторожности в этом вопросе: «Я бы в этой ситуации отказался. Я не верю, что частник способен именно эту функцию осуществлять. Она достаточно специфична, она на грани, где не надо экономить ни средства, ни силы, где надо во главу угла ставить здоровье людей. Дороже потом заплатить придется, восстанавливая здоровье людей».
О том, что «первые шаги уже делаются», знает и председатель комитета заксобрания по соцполитике . «Думаю, что вначале опыт будет ограничен каким-то пилотным объемом городов для того, чтобы изучить его на практике, ощутить, что система работы скорой выиграет, а не проиграет», — заявил он корреспонденту «ФедералПресс». Погудин напомнил, что в Нижнем Тагиле в свое время автопарк скорой помощи был выделен в отдельное предприятие, которое, тем не менее, осталось в муниципальной собственности. «Я думаю, будут отрабатываться особые условия, вряд ли это будет без каких-то определенных гарантий, условий, предупреждающих различные нюансы, отдано просто на конкурсной основе любому подрядчику», — ответил он на вопрос о том, как не допустить злоупотреблений со стороны частников.
Отметим, что еще в 2016 году в России прошла международная научно-практическая конференция по развитию скорой помощи. Ее участники рекомендовали главврачам станций передавать на аутсорсинг не более 30% парка, а также требовать от подрядчика наличия резервных машин на случай чрезвычайной ситуации.
Категорически против аутсорсинга в нынешнем виде возражает главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава РФ, академик . «Если передавать, то всю услугу, а не только машины. Это основное средство медиков скорой помощи, они должны им заниматься, готовить его, там встроенное оборудование, которое должно всегда исправно работать. Это все равно что у пожарных машины забрать на аутсорсинг. Не может быть авиакомпании без самолетов, не может быть и скорой помощи без машин», — заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Большие связи
Как заверила Есина, никакие переговоры с подрядчиками не предусмотрены конкурсными процедурами. Тем не менее, как показывает история вопроса, участие в обсуждении «Агентства инвестиций в социальную сферу» может свидетельствовать о заинтересованности вполне конкретных структур.
В России аутсорсинг скорой помощи развивается более десяти лет, его пионером СМИ называли пермского бизнесмена . Федеральные игроки заинтересовались новой сферой в 2013 году. Тогда бывший сотрудник АСИ  и сын топ-менеджера Данил основали в Санкт-Петербурге АНО «Новая скорая и неотложная помощь». Одновременно Данил Барышников учредил фирму «Эффективная система здравоохранения». Ее совладельцем на первых порах стал , работавший в «Ростелекоме», структурах и «Суммы». В 2017 году Барышников остался единоличным владельцем.
Между структурами Фридмана и Барышникова сразу же началась жесткая конкуренция. Пермский бизнесмен публично заявил, что Илья Ковалев курировал его проект в АСИ и использовал его наработки, сам Ковалев это отрицал. Апофеозом противостояния стало получение «ЭСЗ» контрактов в самой Перми в 2016 году. Тогда в первый день работы нового подрядчика машины не вышли на линию, в чем обе компании обвиняли друг друга. Скандал стал очередным ударом по репутации профильного вице-премьера края , которая в том же году ушла в отставку. После ее ухода пермская скорая вновь стала «вотчиной» структур Фридмана.
В 2015 году Барышников получил более серьезную лоббистскую структуру, чем «Новая скорая и неотложная помощь». Именно тогда было создано «Агентство инвестиций в социальную сферу», учредителями которого вместе с Ковалевым стали Барышников-старший и Натан Винер — сын знаменитой спортсменки и пасынок олигарха . Наблюдательный совет агентства сейчас возглавляет гендиректор , в состав совета входят министр транспорта и еще ряд высокопоставленных чиновников.
«Питерские»
Сейчас «Эффективная система здравоохранения» Данила Барышникова работает в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях, Калмыкии, Марий Эл и Чувашии, общая сумма действующих контрактов превышает три миллиарда рублей. В конце 2017 года контракт с ней заключила и екатеринбургская станция скорой помощи. Подрядчик обслуживает только три из двенадцати подстанций, а также предоставляет резервные машины. Трехлетний контракт обошелся станции в 97 миллионов.
Начальник городского управления отказался комментировать экономическую эффективность контракта по телефону, «ФедералПресс» готовит письменный запрос.
Между тем в других регионах работа подрядчика сопровождается многочисленными судебными тяжбами. Один из наиболее громких скандалов произошел в Кировской области, где водители обвиняли компанию в задержках зарплаты. В результате местная станция скорой помощи решила отказаться от услуг подрядчика. Сейчас фирма Барышникова требует в арбитражном суде около трехсот миллионов, включая упущенную выгоду и неустойку. В свою очередь, несколько исков на миллионы рублей к подрядчику подали вологодская и архангельская станции скорой помощи.
Судя по единому реестру проверок, на «ЭСЗ» многократно подавали жалобы сотрудники. Подтверждают наличие претензий и сами надзорные органы. Так, в прошлом году прокурорское представление в связи с нарушениями трудового законодательства было внесено в Марий Эл. Тогда в СМИ появилась информация о возможной забастовке водителей из-за невыплат. Республиканскому минздраву пришлось выступить с заявлением о том, что задержки не превышали двух недель. В Вологодской области еще в 2016 году на «ЭСЗ» наложили штрафы из-за нарушений трудовых прав.
Наконец, власти также разочаровываются в подрядчике. В Чувашии, где за незаконную передачу помещений фирме Барышникова был уволен главврач скорой помощи, новый глава республики еще в прошлом году пообещал отказаться от услуг частников. В Марий Эл, по сообщениям СМИ, также заявили, что проект «не оправдал ожиданий».
«Пермские»
Сохраняет свое влияние на рынке и «пионер аутсорсинга» Евгений Фридман. Компании, связанные с его семьей, работают не только в Перми, но и в Башкирии, Самарской, и Челябинской областях, а также Югре. У фирмы «Феникс-Менеджмент», учредителем которой значится его отец , на исполнении находятся контракты почти на 900 миллионов. В Ульяновске, где компания зарегистрирована, Фридман намерен построить лечебный корпус с отделением скорой помощи на условиях ГЧП.
Как и «ЭСЗ», «Феникс» постоянно участвует в судебных разбирательствах. Так, в прошлом году он проиграл иск башкирской станции скорой помощи, которой задолжал за осмотры водителей. Однако основные противники «Феникса» в судах — индивидуальные предприниматели, претендующие на небольшие суммы. Как говорит источник «ФедералПресс», водители Фридмана в некоторых регионах получают статус ИП, в результате подрядчик заключает с ними не трудовые, а гражданско-правовые договоры. Наконец, претензии к «Фениксу» имеют ульяновские налоговики: они считают, что компания не имеет права на льготы, так как оказывает не медицинские, а транспортные услуги. Тяжба на четыре миллиона длится больше года.
Как утверждают инсайдеры, очередной конфликт зреет между Фридманом и скорой помощью Копейска. «Феникс» якобы поставил машины позже, чем нужно, при этом они не соответствуют техзаданию, на некоторых неисправны «мигалки». Более того, используемая модель не приспособлена к уральскому бездорожью. У «Феникса» и его субподрядчика будто бы копятся долги за аренду и осмотры водителей. Дисциплина шоферов упала, так как руководство станции не может наказывать их за прогулы и опоздания, рассказывают источники. Резервных же водителей у «Феникса» нет.
Сам Евгений Фридман заявил корреспонденту «ФедералПресс», что обязательно будет участвовать в тендере на аутсорсинг в Свердловской области, хотя понимает, что «Агентство инвестиций» связано с его прямым конкурентом. «Подписывать соглашений можно множество, но данная процедура является конкурентной по закону о госзакупках», — говорит он. О претензиях в Копейске ему неизвестно. «Все спокойно, все работает. Действительно, вначале были разговоры, но политического характера, а не по факту. У них были выборы, надо было о чем-то разговаривать. Услуга оказывается, все в порядке», — сообщил Фридман.
С Фридманом также связана пермская компания «Новоскор»: ее владелец Валерий Полевой ранее упоминался как начальник юридического управления «Феникс-Менеджмента». У «Новоскора» есть контракт в Сыктывкаре на 58 миллионов. В мае в местные СМИ просочился отчет контрольно-счетной палаты Коми. Как выяснили аудиторы, компания заставляла водителей работать круглосуточно в нарушение всех трудовых норм. При этом никакой выгоды от перевода на аутсорсинг палата не нашла: затраты на транспортное обслуживание только выросли.
«Тверские»
В декабре пресс-служба «Ростеха» объявила о том, что совместно с «Агентством инвестиций в социальную сферу», наблюдательный совет которого возглавляет Чемезов, будет создана фирма «РТ — Скорая помощь». Она должна была заниматься как поставками машин скорой помощи, так и услугами по аутсорсингу. Автомобили будут укомплектованы медоборудованием, выпущенным и другими предприятиями «Ростеха», обещали в госкорпорации.
«РТ — Скорая помощь» действительно была зарегистрирована за две недели до подписания соглашения между и «Агентством инвестиций в социальную сферу». Долю в ней получил «Техмаш», но вместо агентства его партнерами стали малоизвестные физические лица. В частности, крупнейшим совладельцем оказалась некая Светлана Старшинова. По данным ИАС Seldon.Basis, ранее она носила фамилию Ковалева. Кроме того, она зарегистрирована в качестве предпринимателя в Твери, где, согласно базе ЦИКа, родился и глава «Агентства инвестиций» Илья Ковалев. В 2017 году он все еще был зарегистрирован там и даже безуспешно баллотировался в городскую думу. Наконец, Ковалев и Старшинова в начале десятых были учредителями небольшой московской фирмы «Ивент ринг».
В июле питерская «Метагазета» сообщила, что министр промышленности и торговли просил глав регионов поддержать совместный проект «Ростеха» и «Агентства инвестиций в социальную сферу». Он будто бы обещал, что это сократит время доезда до пациента, повысит зарплату сотрудников и приведет к экономии бюджетных средств, хотя никакого обоснования не приводилось. Более того, в качестве примеров успешной деятельности проекта якобы были приведены регионы, где работает «ЭСЗ» Данила Барышникова. В список попала даже Кировская область, в которой, напомним, аутсорсинг закончился явным провалом.
Сейчас действующих госконтрактов у «РТ — Скорая помощь» в ИАС Seldon.Basis нет. Евгений Фридман сообщил, что ничего не слышал о работе компании. Связаться с Ильей Ковалевым корреспонденту «ФедералПресс» не удалось: в агентстве сообщили, что он находится в командировке.
Фото: ФедералПресс / ; инфографика: ФедералПресс /
Почему водители всё чаще не пропускают автомобили скорой помощи
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео