Войти в почту

Замедленное ускорение. Удастся ли энергетическому машиностроению выйти на новый уровень развития

Локализации не хватает темпа Правительство приняло постановление, согласно которому компании с долей иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50 % не смогут локализовать в нашей стране производство газовых турбин мощностью от 35 до 499 МВт. Согласно документу, чтобы газовые турбины считались российскими, их производителю необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, он должен хранить конструкторскую и техническую документацию с использованием электронных баз данных, находящихся на территории России. Во-вторых, у него должен быть в России сервисный центр, осуществляющий ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание турбин. В-третьих, необходимо в течение трех лет, с 2019 по 2022 год, снизить долю стоимости иностранных материалов, использованных при изготовлении турбины, с 50 до 10 %. И в четвертых, с 2020 года производитель должен использовать исключительно отечественные системы электроснабжения и автоматического управления, проводить в России механическую и термическую обработку роторов и корпусных деталей, сборку узлов турбин. С 2021 года ему придется применять изготовленные в России компоненты так называемого горячего тракта турбины – камеры сгорания и лопатки. Заметим, что правительственное постановление оказалось весьма актуальным: в 2018 году выпуск газовых турбин упал на 17,5 %, до 634 МВт. Планы не изменятся Подобные новшества могут в той или иной степени затронуть практически все зарубежные машиностроительные компании, планирующие локализацию производства газовых турбин для тепловых электростанций (ТЭС), считают отраслевые эксперты. В первую очередь это касается компании «Сименс Технологии Газовых Турбин», совместного предприятия немецкого концерна Siemens и российских «Силовых машин» (Siemens сейчас принадлежит 65 % его уставного капитала, остальные 35 % – у «Силовых машин»). «Принятое постановление правительства не приведет к изменениям планов по реализации проекта «Силовых машин» и Siemens (по локализации производства газовых турбин. – Прим. ред.). «Сименс Технологии Газовых Турбин» на данный момент является единственным серийным производителем мощных газовых турбин в России с локализацией производства на 62 %», – отметил Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьера». Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов напоминает, что в России необходимо провести перевооружение многих ТЭС для повышения их эффективности. «Учитывая высокую привлекательность российского рынка модернизации ТЭС, Siemens будет крайне интересно принимать в нем участие, поэтому он с большой вероятностью передаст недостающие 15 % российскому контрагенту, а также документацию на производство оборудования», – указывает он. Менее понятна ситуация с «Русскими газовыми турбинами», принадлежащими на паритетной основе американской General Electric и «Интер РАО». «Между «Интер РАО» и General Electric ведутся переговоры о локализации вплоть до 100 % производства турбин средней и большой мощности на территории России. Одним из ключевых вопросов является потенциальный трансфер технологий для производства турбин от General Electric, который может быть произведен либо через покупку лицензии, либо через долю в совместном предприятии. От их результатов во многом будет зависеть будущее «Русских газовых турбин» и планы по локализации», –сказал Сергей Дейнека. Заказы на триллионы В принципе ускорение локализации производства газовых турбин может стать подспорьем российской энергетике. Дело в том, что в январе нынешнего года правительство одобрило масштабную модернизацию ТЭС. Ее предполагается реализовать до 2031 года, и за это время должно быть обновлено 16 % мощностей существующих ТЭС. Общая стоимость программы равна 1,9 трлн рублей. «Тепловые электростанции России в значительной степени нуждаются в модернизации генерирующих мощностей, что создает потенциально большой рынок для продукции энергетического машиностроения. Постановление правительства № 43 от 25 января 2019 года «О проведении отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций» устанавливает жесткие требования к проектам. В частности, установлены требования по локализации производства нового генерирующего оборудования, вводимого по итогам реализации проектов, на уровне не менее 90 %», – констатирует Алексей Калачев, аналитик «Финама». В марте же правительством было подписано постановление, предусматривающее субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию производства газовой турбины большой мощности. На них планируется потратить 14 млрд рублей, из которых половину – из средств федерального бюджета. Претендовать же на субсидии могут лишь российские производители, если не более 50 % их акций принадлежит офшорным фирмам. Предполагается, что до конца 2032 года будет изготовлено не менее 22 турбин. Иными словами, правительство намерено и подтолкнуть иностранные компании к быстрой локализации, и стимулировать разработку отечественной турбины. Объективные трудности Есть несколько «но». Российское машиностроение не способно выпускать качественные газовые турбины. НПО «Сатурн» сделало пять турбин мощностью 110 МВт каждая, но они часто ломались, поэтому пришлось отказаться от их эксплуатации. Гораздо более печальная судьба постигла турбину на 180 МВт, разработанную «Силовыми машинами», – она осталась на бумаге. Ее образец меньшей мощности был испытан на московской ТЭЦ-9 и заменен иностранным агрегатом. Нет никакой гарантии, что наши машиностроители получат от своих европейских партнеров исключительные права на технологии, те скорее будут готовы дать им их на время, вряд ли навсегда. Им подобный подход невыгоден с экономической точки зрения: нет смысла делиться секретами с партнером, который завтра может стать конкурентом. Против России действуют американские санкции, и европейцы явно учитывают этот момент, опасаясь тоже под них попасть. Например, в 2017 году «Ростех» поставил в Крым четыре турбины, купленные у компании «Сименс Технологии Газовых Турбин». За это в 2018 году правительство США ввело санкции против «Силовых машин», пальцем не тронув Siemens, хотя он – мажоритарный акционер «Сименс Технологии Газовых Турбин». Если завтра американцы запретят Siemens передавать «Силовым машинам» исключительные права на технологии или сделать что-то еще, то немецкому концерну волей-неволей придется подчиниться их приказу. Вполне вероятна ситуация, что с 2021 года в России не будут в полном объеме выпускаться компоненты горячего тракта; может быть, отдельные детали придется по-прежнему завозить из-за границы – они могут не пройти по качеству у иностранных компаний, реализующих локализационные проекты, и они будут добиваться для себя послаблений для импорта деталей. Использование же исключительно российских компонентов отнюдь не означает отказа от зарубежного оборудования и инструментов, необходимых для их изготовления. К тому же отечественные и иностранные производители могут столкнуться с реальной нехваткой кадров из-за низких зарплат. Так, по данным одного из порталов по поиску работы, на предприятии «Сименс Технологии Газовых Турбин» ведущему программисту, занимающемуся разработкой трехмерных моделей и процессов производства изделий на станках с ЧПУ, предлагается 37 тысяч рублей в месяц. На Ленинградском металлическом заводе (входит в «Силовые машины») токарю готовы платить 35–50 тысяч рублей, кузнецу-штамповщику – 45 тысяч. И, наконец, не факт, что в России будет создана собственная газовая турбина даже с помощью государственных субсидий. За последние почти 30 лет наше машиностроение потеряло слишком много инженеров и конструкторов, качество их подготовки в вузах упало, на мизерную зарплату талантливую молодежь не заманишь. Возможно, скоро никто и не сможет разработать по-настоящему эффективный и недорогой агрегат. На запросы «ФедералПресс» в «Силовые машины», «Интер РАО», General Electric на момент публикации комментариев получено не было. Фото: pxhere.com

Замедленное ускорение. Удастся ли энергетическому машиностроению выйти на новый уровень развития
© РИА "ФедералПресс"