По Хабаровску на такси теперь ездят даже бомжи
Один из немногих легальных таксистов в городе Сергей Кудряшов о тайнах рынка: - Сейчас в прессе активно ломают копья вокруг проекта нового федерального закона о регулировании работы легковых такси и деятельности служб заказа таксомоторов. Его Госдума обещает принять уже шесть лет. Сейчас парламентарии божатся, что примут-таки уже этой осенью. Обещают запретить возить пассажиров лицам без российского гражданства, ввести ответственность для агрегаторов, а рабочее время таксистов контролировать тахографами и ГЛОНАССом. Но мне, как участнику рынка, кажется, что документ этот так и останется пустой бумажкой. Ведь уже есть регулирующие работу таксомоторов нормативные акты и на федеральном, и на нашем краевом уровне, но они совершенно не работают. Вам шашечки или… На самом деле сложившаяся система полулегального такси в нашей стране, в городе очень многих устраивает. Местные водители получают дополнительную возможность подзаработать на своём авто, мигранты с правами получают доход и отправляют деньги на родину. Клиенты радуются низким ценам и быстроте, с которой машина подъезжает к подъезду. Такси стало доступнее автобуса. Я знаю людей, которым до работы, например, добираться нужно с пересадкой на общественном транспорте. Они группируются, заказывают одно такси, скидываются по 20-30 рублей и за 100-120 рублей доезжают. Выходит даже дешевле, чем на автобусе. Я не утрирую, но уже бомжи такси вызывают. Грузят свой хлам и едут по своим делам. Но у этой доступности есть оборотная сторона. Посмотрите по ТВ сводку происшествий. Сюжеты с попавшими в ДТП таксомоторами каждый день! Недавно опубликовали статистику, согласно которой случаев выплат по ОСАГО с такси в шесть раз больше, чем с обычными легковыми машинами... Рабы агрегаторов На рынок таксомоторных услуг я пришёл шесть лет назад осознанно. Оформил ИП, получил лицензию, заключил договор с парком на техническое обслуживание. Ежедневно перед выездами прохожу медкомиссию, веду путевые листы, плачу налоги. Сейчас таких, как я, легальных таксистов, фактически «последних из могикан», осталось в Хабаровске не больше 200 человек. Мы противостоим армии из тысяч «бомбил» в базах агрегаторов, для которых такси - способ приработка по выходным или вечерам. Признаюсь, я также пользуюсь системами заказа такси. Сейчас без них клиента не найти. Один из агрегаторов за счёт неимоверно жёсткого демпинга уже занял 85 % рынка. Таксисты сегодня – рабы агрегаторов. Отказался от невыгодного для тебя заказа – у тебя автоматически падает «активность». Упал этот показатель до нижнего предела – тебя блокируют. При этом приоритет в их распределении отдаётся тем водителям, которые забрендировали свои авто логотипами агрегатора. Наличие лицензии, визитной карточки и других пунктов, которые прописаны по закону, никакой роли не играет. Недавно я провёл эксперимент. Как клиент через агрегатор заказал такси. Приезжает один водитель, я у него прошу показать документы на право возить пассажиров. Он уезжает. Приезжает второй. С той же просьбой к нему обращаюсь. Он на меня матом, кричит: снимай заказ. Так никуда и не уехал. Пишу жалобу в головной офис агрегатора. Кончилось тем, что меня пригрозили отключить от системы. Кухарка может быть таксистом Чтобы убедиться в том, что агрегаторам совершенно без разницы с кем работать, достаточно проанализировать представленный на их сайтах список контрагентов в нашем регионе. Да, есть довольно много тех, у кого указано в перечне видов деятельности услуги такси. Но львиная доля — это торговые организации, автосервисы, стоматологические клиники и так далее. Пассажиров возят даже фирмы, у которых в выписке из ЕГРЮЛ указаны такие виды деятельности, как «гидрометеорология» и даже «производство супов и бульонов». Сейчас на весь Хабаровск осталось только пять легальных площадок, где таксисты с лицензией могут пройти обязательный перед выездом на маршрут техосмотр и медкомиссию. При этом больше 20 точек работают с агрегаторами такси, хотя по документам они могут предоставлять лишь услуги лизинга автомобилей. Схемой этой в основном пользуются приехавшие к нам на заработки гости из республик Средней Азии. Арендуют на заключившей договор с агрегатором площадке автомобиль. Средняя стоимость в Хабаровске – 800 рублей в сутки. Плюс к этому с каждого заказа отдают арендатору от 3 до 6 процентов, ещё 15 % от полученной суммы забирает себе агрегатор. В день выходит от полутора до двух тысяч рублей заработка чистыми, то есть за минусом арендной платы, комиссий и расходов на бензин. Я, как таксист с официальной лицензией, зарабатываю в среднем полторы тысячи рублей в сутки. При том, что машина моя, но я трачусь на её амортизацию, плюс плачу налоги и за услуги ТО и медкомиссии. Когда инспектор разводит руками Новый закон о такси и службах его заказа, который грозится принять Госдума, рискует остаться декларацией на бумаге. Потому что уже сейчас есть и федеральные нормативные акты, и краевой закон. Но они у нас в городе не работают. Хотя в Москве ещё в 2013 году была создана отдельная административная дорожная инспекция специально для контроля таксистов, что позволяло действующее на тот момент законодательство. Там определенный порядок удалось навести. Но Москва - это Москва... У нас одно время тоже были попытки наладить контроль над таксомоторами. Начали тормозить машины с шашечками, требовать документы. Но «бомбилы» легко выкрутились. По закону опознавательным знаком такси является «светографическая схема контрастного цвета» - по-русски говоря, шашечки. Так теперь один ряд кубиков снимают и всё! Это уже не шашечки. Какое же я такси, докажите! Я знакомых везу. Инспектору остаётся только развести руками. Не очень понятно, как новый закон, каким бы он ни был, поможет изменить ситуацию.