Войти в почту

«Культура подрядчиков должна стать такой, чтобы необходимость проверок отпала». Евгений Беленецкий — о рязанских дорогах

— Не могу не начать с моста через Оку. На пресс-конференции в мае вы говорили, что вместе с проектировщиком и подрядчиком выбираете техническое решение для устранения «стиральной доски». Прошло два с половиной месяца... — Как я и говорил ранее, неровность имеет место быть и её надо устранять — это даже не обсуждается. Быстрого технического решения, которое можно безболезненно реализовать с гарантией, что не станет хуже, у нас пока нет — это факт. Мы продолжаем работу и с подрядчиком, и с несколькими проектными организациями. Хочу уточнить один момент, по которому поступало много вопросов после пресс-конференции. Какое бы техническое решение мы ни приняли, работы никоим образом не повлияют на транспортное сообщение между городом и Солотчей. Они будут организованы либо в ночное время, либо, когда интенсивность движения спадёт — осенью или, может быть, весной — пока не знаю. Но повторения тех пробок, когда был капитальный ремонт, постараемся избежать. Однозначно эти работы будут сделаны без привлечения бюджетных средств. Акт приёмки прошлогодних работ не подписан, и мы его не подпишем, пока неровности не будут устранены. Кстати, срок гарантийных обязательств — десять лет. И упреждая возможный вопрос о следственных действиях в отношении проектировщика, подрядчика — он не в зоне моей компетенции и ответственности, его корректнее задать правоохранительным органам. — Теперь к главной теме. Что предусматривает нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) для Рязанской области? — Он стал продолжением проекта «Безопасные и качественные дороги», участниками которого в 2017-2018 годах стали 38 крупнейших городских агломераций, в том числе Рязанская. Она же вошла и в нацпроект. Агломерация включает Рязань и семь районов, связанных с городом территориально и маятниковой миграцией жителей: Захаровский, Клепиковский, Пронский, Рыбновский, Рязанский, Спасский и Старожиловский. Это более 1 100 километров дорог всех уровней — федеральных, региональных, межмуниципальных, местных. В соответствующий национальному региональный проект вошли 6591,3 километра дорог. Сегодня в нормативном состоянии находятся всего 21,5% из них. В следующем году мы должны довести показатель до 26,5%, а через пять лет — до 42,8%. К слову, в 2015 году нормативам отвечали всего лишь 16% дорог. — Нацпроект — просто красивый заголовок для существовавших ремонтных программ или с его появлением что-то действительно изменилось? — Конечно, изменилось. Его появление положительно сказалось на объёмах работ благодаря значительному увеличению финансирования из федерального бюджета. В этом году мы получили 1,9 млрд рублей (для сравнения: в прошлом году было 730 миллионов, в позапрошлом — 625). С учётом средств областного бюджета объём финансирования БКАД в этом году составляет 2,67 млрд рублей. Это на 1,21 млрд больше, чем в прошлом. — Что-то ещё стало лучше? — Взаимодействие с федеральными властями. Появилась электронная система «Эталон», куда регионы ежедневно вносят данные о выполненных работах. Центр видит полную картину и распределяет дополнительные средства — между теми, кто сможет освоить их в заявленный срок. При этом мы и сами можем оставить заявку на финансирование, и её оперативно рассмотрят. — На каком счету в Минтрансе РФ и Росавтодоре Рязанская область? — Точно выше среднего, но не в первой десятке. Чтобы попасть в неё, нужно время и повышение культуры подрядных организаций. Для этого мы создали штаб, который собирается раз в две недели (в том числе не реже раза в месяц — под моим председательством). В него входят представители минтранса и подрядчики. В рамках штаба обсуждаются текущие вопросы, которые надо решить, чтобы не сорвать сроки. Надо признать, что сегодня по ряду объектов есть отставание от графика. — И как штаб борется с этим? — Подрядчик, у которого есть отставание, объясняет причины. Скажем, из-за работы на нескольких объектах не хватает материалов, техники или людей. Другие говорят, что из этого есть у них. И совместными усилиями, за счёт субподрядов решаем возникающие проблемы. Это и есть основная задача штаба — объединить ресурсы (наши и подрядных организаций) для реализации нацпроекта и в целом изменения ситуации с дорогами в регионе. — Область может рассчитывать на дополнительные средства в этом году? — По итогам проведённых аукционов получена экономия в размере 160 млн рублей федеральных средств. Этой суммой мы профинансируем новые региональные объекты. Также сложилась экономия областных средств в размере 60 млн, их мы направим на субсидии муниципальным образованиям для поддержки местных дорог. Кроме того, будут выделены дополнительные средства из федерального бюджета на строительство обхода Сасова. Это позволит высвободить 150 млн рублей областных средств, благодаря чему мы по максимуму проведём работы на дорогах, по которым проходят школьные маршруты. — Вы говорите, что проблемы с отставанием от графика решаемы. А в целом довольны темпами и качеством ремонта? — Темпами недоволен точно. На сегодняшний день из восьми крупных подрядчиков у меня нет вопросов по темпам только к одному — какому, не скажу, чтобы не быть его рекламным агентом. Но думаю, что наша регулярная работа с компаниями по этому направлению позволит в будущем иметь вопросы максимум к одной. Что касается качества, требования у нас жёсткие. Николай Викторович [Любимов] дал чёткую установку: снижение стоимости работ по итогам конкурсов не должно отражаться на их качестве. Для нас это первоочередная задача, и должен заметить, что мы неоднократно приостанавливали работы до устранения замечаний, а в двух случаях заставляли снимать и заново укладывать покрытие. — Где именно? — Я не буду называть объекты, чтобы не дискредитировать подрядчиков — потому что надеюсь, что это не повторится. Но если подобные вопросы к качеству вновь возникнут, в любом случае будем переделывать, даже если это повлечёт за собой смещение сроков. — Анонсировалось ваше участие в приёмке отремонтированных дорог. Это правда? — Да. Первая приёмка уже прошла — на дороге Акулово — Старожилово — Пронск. Генподрядчиком был «Рязаньавтодор». Вопросов практически не оказалось — были маленькие недочёты, их в короткий срок устранили. В адрес минтранса даже поступили благодарности от местных жителей: там учли их мнение. — Зачем вам это? — Я лично хочу убедиться в том, что заявляемые нами требования исполняются в полном объёме. Плюс у меня есть дополнительные требования, которые немного выходят за рамки техзадания. Мы заставляем подрядчика убрать мусор на объекте и вокруг, покрасить ограждения — привести территорию в порядок, чтобы была законченная картинка. — То есть дело не в каком-то недоверии к подчинённым? — Есть такая хорошая поговорка: «Доверяй, но проверяй». Я буду первое время ездить вместе с подчинёнными, чтобы у них сформировались те же требования, что у меня. Когда таких «требовательных» будет много, уже и подрядчики поймут, как надо и как не надо делать. Я надеюсь, мы дойдём до момента, когда такие проверки вообще не потребуются: культура подрядчиков станет насколько высока, что у нас не будет сомнений в качестве их работы. — Что ещё включает БКАД, кроме ремонта? — Освещение дорог в населённых пунктах. Это острый вопрос, есть большое количество обращений граждан и требований прокуратуры, но оговорюсь сразу: решить эту задачу за один год невозможно. Мы планомерно двигаемся в этом направлении. В этом году осветим 28,5 км региональных и межмуниципальных дорог в 15 населённых пунктах. Работают четыре организации, и хочу их поблагодарить: все компании идут со значительным опережением графика, вопросов к качеству пока не возникло. Первая приёмка успешно прошла несколько дней назад в Александро-Невском районе. Светильники начнут работать уже в августе — после оформления документов в сетевых и энергосбытовых компаниях. Мы рассматриваем возможность государственно-частного партнёрства (ГЧП) по этому направлению. Понятно, что ввиду текущего состояния дорожной сети мы не можем отдать на освещение половину выделенных по БКАД средств, а охватить больший объём этих работ хотелось бы. При ГЧП инвестор за счёт собственных средств установит освещение, а мы в течение нескольких лет с ним расплатимся. Мы тщательно прорабатываем этот вопрос, чтобы, в частности, не повторить ошибок города с уличным освещением. Вообще, ответ на ваш вопрос правильнее было бы начать с другого: все должны понимать, что главная задача нацпроекта — безопасность дорожного движения (а сегодня, к сожалению, это понимают не все). И освещение здесь играет немаловажную роль. По показателям аварийности Рязанская область — в середине среди российских регионов. В последние три года количество погибших и пострадавших снижается, но динамика относительно 2014-го не даёт оснований утверждать, что мы придём к той цифре, которая указана в нацпроекте. Но мы обязаны к ней прийти, поэтому срочно нужно делать разбор ошибок и кардинально менять ситуацию. Мы регулярно проводим встречи с ГИБДД, вносим некоторые изменения в организацию движения, но необходимо изменить подход самих людей. На той же майской пресс-конференции я задавал журналистам вопрос о ремне безопасности — оказалось, что половина не пристёгивается. Всем кажется, что это необязательно, что именно с ними ничего не случится. Как показывает горький опыт, рано или поздно случается. — А в рамках самой дорожной инфраструктуры предусмотрено только освещение? — Конечно, нет. С этого года мы активно посещаем конференции, выставки, и есть достаточно много разработок в части безопасности движения. И светофоры, которые, скажем так, отличаются от существующих. И переходы, оборудованные дополнительным освещением, дополнительным информированием. Неровности, шумовые элементы, которые помогают сосредоточиться... Мы будем внедрять некоторые из них, но всё-таки главное — работа с пешеходами и автомобилистами. — Планы по ремонту дорог на 2020 год уже составлены? — Все работы, предусмотренные БКАД, можно с разбивкой по годам посмотреть на сайте минтранса, к чему и призываю ваших читателей. Но добавлю, что мы замахнулись на дополнительный объём, чтобы поменять ситуацию в городе. Для этого выбрали девять дорог и мост через Лыбедь на улице Ленина. По нему уже есть проект, Николай Викторович уделил этому объекту большое внимание в Совете Федерации, и с большой долей вероятности Росавтодор подтвердит нам финансирование. По остальным дорогам город определяет проектировщиков, сроки у них будут довольно сжатые. — Назовёте эти дороги? — Все — после подтверждения финансирования. А сейчас назову те, которые беспокоят нас особенно сильно. Мы хотим расширить Касимовское шоссе в районе «Глобуса», Московское шоссе на пересечении с Юбилейной, улицу Зубковой, улицу Гоголя. Ещё один масштабный проект — реконструкция улицы Черновицкой. Всё это объекты следующего года, но мы приняли решение провести конкурсные процедуры в текущем. Постараемся до 1 января двухлетними контрактами разыграть большую часть средств, заложенных в БКАД. — Зачем? — Во-первых, если погодные условия позволят, подрядчики начнут работы уже осенью. Во-вторых, так мы решим многолетнюю проблему, когда при наступлении благоприятной погоды, в мае-июне, на дорогах не было подрядчиков, потому что в это время только проводились конкурсы. В-третьих, подрядчик может планировать свою деятельность и в межсезонье подготовить материально-техническую базу — а битум, песок, щебень зимой существенно дешевле. Кроме того, перевозка материалов при отрицательных температурах причиняет меньше вреда дорогам. Кстати, мы планируем завозить такие материалы именно зимой, в том числе с привлечением железнодорожного транспорта, это тоже обсуждается в штабе. Хотим исключить большие потоки перевозок автотранспортом, потому что сейчас есть проблема: ремонтируя или строя одни дороги, мы одновременно разрушаем другие. — Ваше личное мнение: какие улицы Рязани нужно починить в первую очередь? — Все. А если серьёзно, то надо делать хорошо и надолго. Поэтому теперь темпы, возможно, будут не те, но мы рассчитываем, что улучшится качество и увеличится межремонтный срок. Это одна из задач, которые ставят и Росавтодор, и мы сами. Сейчас гарантийные обязательства составляют четыре года и зачастую к концу этого периода дорогу пора делать заново. Мы же хотим, чтобы межремонтный срок достигал восьми лет, а в некоторых случаях и 12. — И как этого добиться? — Качеством: современными проектами, материалами... Но существенное внимание нужно уделять и содержанию дороги. Для этого есть хороший инструмент — контракты жизненного цикла, которые предусматривают и ремонт, и содержание, и исполнение гарантийных обязательств одним подрядчиком. Не пришёл-сделал-ушёл-забыл, а долгосрочные обязательства. — Сами подрядчики готовы к такому? — Да, уже есть удачные примеры в других городах. У нас это пока только в разработке, но БКАД предусматривает определённую долю контрактов жизненного цикла: начиная с 20% в следующем году и до 70% в 2024-м. Антон Насонов

«Культура подрядчиков должна стать такой, чтобы необходимость проверок отпала». Евгений Беленецкий — о рязанских дорогах
© 62info.ru