Как россияне не могут дождаться ремонта дорог – и делают его сами
«Я плачу налоги – где дороги?!» – под таким лозунгом 11 лет назад псковские автомобилисты провели первую акцию. Очень уж их раздражали раздолбанные тракты, которые в России именуют дорогами. С тех пор «движение» разрослось по всей стране. Туго, с огрехами, но хоть как-то воз стал сдвигаться. «Собеседник» разбирался, что мешает местным властям наводить порядок на дорогах сел и городов. цифра 1,5 млн км – общая протяженность российских дорог. Сам себе дорожник Лето в этом году выдалось грибное. Вот мы и отправились с детьми в лес в Ярославскую область. Есть там облюбованные грибные места, куда мы каждый год ездим уже много лет. Все бы хорошо, но стоит съехать с федеральной трассы и начать двигаться по петляющей между деревень дороге – беда. Только и смотри, чтобы не провалиться в яму, не зацепить брюхом машины какую-нибудь арматурину, торчащую из некогда лежащих здесь бетонных плит. А там, где когда-то был асфальт, остались одни проплешины... Аналогичная картина чуть не по всей России. Ладно, за грибами. Но если скорая не проедет, пожарная машина забуксует, продукты не привезут... А ведь именно так и происходит. В Республике Марий Эл, в Куженерском районе, есть деревенька, где осталось всего 8 жителей. Соловьи называется. Неэффективная, как сейчас говорят. Потому и дороги от районной трассы к ней не было. Хотя люди там жили. Несколько лет назад перебрался в Соловьи, на свою малую родину, и пенсионер Степан Эльтеров. Там у него мама, за которой требуется уход. Однажды зимой у женщины случился инсульт. И Степан три часа тащил ее на себе до дороги, где ждала скорая... После того случая он решил сам построить 2 км дороги, благо по профессии строитель. На это у мужчины ушло 10 лет – тоннами возил на своем тракторе щебень, битый кирпич с заброшенных ферм, иногда нанимал экскаватор... И все это – на свои средства. Один. Глава республики лично приехал, оценил дорогу. Поблагодарил пенсионера. Даже наградил орденом «За заслуги перед Марий Эл». И все. Дорогу на баланс не взяли. Степан вот уже три сезона сам ее чистит от снега, подлатывает... Вот и этим летом ремонтировал. Весной дорогу вдрызг измесили лесовозы: рядом рубили делянку. «Мужики, приведите проезд в порядок», – попросил их тогда Эльтеров. Те лишь отмахнулись: дорога твоя, говорят, нигде не числится, ее как бы и нет. Обидно. А ведь с появлением дороги в деревню потянулись люди – школьники и туристы идут в походы, активизировались рыбаки... Жизнь возрождается. Жаль, что глава республики умеет только барственно благодарить да орденами награждать. А по существу никаких решений так и не принял. Асфальт вместо оврага Дорожники поневоле стали появляться повсюду по стране. Люди устали ждать милости от власти и сами взялись за решение своих проблем. Аргументы везде, как под копирку – скорая и пожарные не могут доехать, детей в школу не отправишь, да и свои машины не проедут, приходится оставлять далеко за околицей. Во Владимирской области, в деревне Новоселка, дорогу построил приехавший туда жить из Узбекистана Наиль Яхин. Без него жителям приходилось идти в обход лишних 3 км. В Башкирии, в деревне Пушкинское (Иглинский район), жители 15 домов на одной улице скинулись и построили 1 км дороги. Глядя на них, то же самое сделали жители соседней улицы. Сами строят себе дороги жители Новгородской области, Татарстана, других регионов... В Екатеринбурге произошла вообще удивительная история. Жители поселка Веселая Горка много раз просили построить им дорогу. Без толку. Тогда они собрали деньги и сами все сделали. А потом... обнаружили, что власти отчитались: строительство дороги было «запланировано» и якобы в 2017-м они эту работу выполнили, приписав себе заслуги граждан. Не исключено, что и средства из бюджета на сделанную за чужой счет и чужими руками работу – тоже. Еще более красноречивая история произошла в поселке Красногвардейский Свердловской области. Поселок разделен на две части. И после ремонта плотины одна его часть оказалась отрезанной: дорогу размыло, образовался овраг. Восстанавливать ее власти не спешили, хотя десятки домов неделями, а то и дольше были отрезаны от школы, магазинов, больницы... Тем временем дренажные трубы и часть щебня растащили. А потом и вовсе чиновники сказали: дорога тут не нужна. Жители возмутились: они хотят, чтобы их поселок не хирел, а развивался. И вот весной прошлого года на собственные средства отремонтировали дорогу. Потом начали искать средства, чтобы ее заасфальтировать: поселковая администрация помочь им в этом отказалась. Жители сами строят дороги даже в городах. Так, в Светлогорске (Калининградская обл.) 80-летний пенсионер Василий Перебейнос сделал участок (более 200 м) улицы Мичурина, на который у городских властей все не доходили руки. Помогали ему всем миром. Строил долго, лет 8, зато с ливневкой, тротуаром... А потом сильно обижался: никто не убирает, ливневки засоряются. Сам же их потом и чистил. Впрочем, сейчас ситуация разрешилась: городские власти все же взяли дорогу на баланс и даже провели на улице освещение. Кстати В России более 95% дорог изготовлено из асфальтобетона, который уступает цементобетону по сроку эксплуатации и частоте обслуживания. В Германии цементобетонных покрытий – 31%, в США – 35%, в Бельгии – 41%. В этих странах меньше средств тратят на восстановление дорожного полотна. «Денег катастрофически не хватает» В 13 км от столицы Удмуртии Ижевска есть деревня Бахтияры. Три года назад жители скинулись по 3 тысячи рублей, муниципалитет помог техникой, и появилась у них дорога. То есть она была – на балансе района. Но поскольку у муниципального образования (МО) денег кот наплакал, то и ремонтировать ее было не на что. А теперь дорога как новенькая. Понятно, что не асфальт – на него никаких денег не соберешь. Но ездить стало можно. Правда, осталось еще взять новый рубеж – сделали-то всего полдороги. На вторую половину снова надо искать средства. – Район денег не выделяет, а муниципалитет по Бюджетному кодексу не имеет права вкладываться в строительство дорог, – объясняет глава МО Якшурское Николай Мерзляков. – А почему район денег не дает? – Денег вообще катастрофически не хватает. Вот в прошлом году у нас был бюджет дорожного фонда 1,2 млн руб. Из них 750 тысяч уходит на очистку и зимнее содержание дорог. Грубо говоря, остается 500 тысяч на шесть деревень, которые входят в Якшурское МО. Представьте, что мы можем сделать на эти деньги, если 1 км асфальта стоит уже 20 млн руб. – Близость к столице республики не помогает построить дороги? – К сожалению, нет. Вот вторая деревня нашего МО – Марасаны – она вообще в 5 км от Ижевска, а там с дорогами еще хуже. Но они тоже сами построили дорогу – район им добавлял средства. А еще раньше жители скинулись по 50 тысяч, и таким образом мы смогли туда газ протянуть... В основном работаем по такому принципу. Если улица деньги собрала, я техникой помогаю: распределяю эти 500 тыс. Полотно поднимаем, разравниваем все... Сейчас уже много дорог так построили. В Бахтиярах внутри деревни люди все сами сделали. Да и в Марасанах так же. Я начинал здесь работать в 2012-м, за эти семь лет деревни преобразились очень сильно. Но у людей сейчас деньги лишний раз просить – сами понимаете... Доходы-то падают. Лучше будет, но не скоро В 2017 году в России стартовал федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». То есть власти наконец опомнились и решили заняться не федеральными трассами, которые в России все-таки в приличном состоянии, а региональными и местными. Вначале участниками проекта стали 38 городских агломераций, но это число каждый год растет. Всего за шесть лет федеральный бюджет направит в регионы 875 млрд руб. Кроме того, часть средств будет привлечена из региональных и местных бюджетов. О том, где, что и как чинят, можно посмотреть на сайте www.bkdrf.ru. Предполагается, что к 2025-му 85% дорог в стране должны стать отменными. Речь идет в том числе и о тех, которые идут не только от города к городу, но и от села к селу. А то дожили – некоторые турфирмы уже отказываются возить туристов по городам Золотого кольца. И именно из-за отвратительных дорог. Главное – маневры Советы водителям При движении по полевым и лесным дорогам старайтесь, чтобы колеса располагались по обочине и середине дороги: возможно, «первопроходец» этой трассы – автомобиль с высоким клиренсом. При таком способе езды «прихватить» что-нибудь в колесо будет намного безобиднее, чем нарваться поддоном на заросший пень. При движении по грунтовым дорогам следует помнить, что нагрузка на ходовую часть вашего авто пройдет «безболезненно» лишь в том случае, если соблюдать золотое правило: больше яма – меньше скорость. Иначе вам гарантирован не только износ резинотехнических деталей, но и выход из строя элементов подвески. «Карта убитых дорог» должна стать настольной книгой для чиновников Два года назад появилась интерактивная «Карта убитых дорог», куда каждый россиянин может добавить и те, что требуют ремонта в его родном городе или селе. За это время из 45 тыс. км, отмеченных гражданами как «убитые», отремонтировано чуть меньше 7 тыс. Эксперт проекта Дмитрий Цопов рассказал «Собеседнику», как добиться, чтобы власти наконец обратили внимание на убитую дорогу. – Мнение жителей о том, какие дороги надо ремонтировать, учитывается? – Могу поручиться, что где-то 30% пожеланий учтено. То есть это либо уже отремонтированные дороги, либо добавленные в планы ремонта. – Отметку на вашей карте может поставить только зарегистрированный в проекте человек? – Да. Регистрация нужна, чтобы не было накрутки. Представьте, что будет, если человек решит, что ему надо провести дорогу на свой хутор, и накрутит 10 тысяч ботов, которые проголосуют за эту дорогу... Отбор достаточно объективен, и в планы ремонта попадают те дороги, которые по-настоящему набрали максимальное количество голосов. – А можно накрутить честно? – Могу привести пример. Город Донской Тульской области (63 тыс. жителей). 16-летний юноша ходил по соседям, уговаривал... Где только мог, клеил призывы проголосовать за ремонт дороги. И их улица реально собрала очень много голосов – рекордное количество по стране. Дорогу там сделали. В общем, результат во многом зависит и от активности жителей. Мы же не можем привести чиновника за руку и сказать: отремонтируй именно эту дорогу. Хотя и советуем им использовать «Карту» как настольную книгу: на ней видны все больные места. – В каких регионах вам труднее работать с властями, а в каких легче? – На нашем сайте есть вкладка «Километрика». Там можно посмотреть, где и сколько дорог отремонтировано и как много дорог жители просят привести в порядок. По этому соотношению, мне кажется, все понятно. Там, где мало дорог сделано, с властями работать нелегко. – С чем это связано – с отношением или с бедными бюджетами? – Со многими факторами. Понятно, что, если спросить чиновников в лоб, они сошлются на нехватку бюджета. Но дело в том, что и за те средства, которые есть, ремонтировать дороги можно. Главное – тратить средства эффективно: ведь если делать это в дождь и снег (как это часто бывает), покрытие долго не продержится. И здесь тоже надо общественности подключаться – можно напрямую обращаться в прокуратуру. А там, где чиновники вообще не прислушиваются к мнению жителей, последним стоит задуматься: а тех ли они выбирают? – Ваши активисты входят в комиссии по приемке дорог. Были случаи, когда комиссия принимала дорогу, а активист видел нарушения? Может общественник повлиять на ситуацию? – Такие случаи часто бывают. Но повлиять на ситуацию может любой человек. Для этого необязательно входить в комиссию. Если вы видите, что дорога ремонтируется с нарушением технологий, надо сделать фотографии, скажем ремонта в дождь, и обратиться в прокуратуру. – И что, помогает? – Помогает. Два года назад, к примеру, мы собирали такого рода видеообращения от граждан со всей страны. После этого написали в прокуратуру. Если не ошибаюсь, более чем в 50% случаев эти работы приняты не были. Многие снимают нарушения и выкладывают в соцсети. И на этом все заканчивается. Но так бракодела не накажешь. Надо обращаться в администрацию, в прокуратуру, в СМИ, наконец. Тогда случай не останется без внимания. На нашем сайте, кстати, есть шаблоны обращений. Если у кого-то не получается самому бороться, наши активисты всегда помогут довести дело до положительного решения. Антирейтинг: 10 худших Города России с самыми плохими дорогами(по данным опроса независимого агентства Zoom Market, июль 2019 г.): Челябинск Махачкала Омск Саратов Брянск Пермь Иваново Уфа Симферополь Воронеж * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №30-2019 под заголовком «"Я плачу налоги – где дороги?!"».