Дефицит круглых столов, или Как в Пензе годами не решаются проблемы общественного транспорта
Прошло уже более месяца с того момента, как губернатор Пензенской области Иван Белозерцев поручил профильным ведомствам оперативно рассмотреть возможность закупки 100 автобусов для муниципального автотранспортного предприятия. Напомним, что причиной этому послужило резкое увеличение стоимости проезда частными перевозчиками. Последовавший народный гнев заставил региональные власти наполнить текущую повестку дня темой, которая уже давным-давно продвигалась общественниками: о необходимости воссоздать муниципального перевозчика. Проблемы с расписанием движения, неудовлетворительное состояние подвижного состава, чрезмерное обилие маршруток и отсутствие автобусов в ночное время – все это дополнительные аргументы в пользу радикальных изменений. Затрагиваемый в некоторых СМИ вопрос, связанный с низкой эффективностью МУПов, который приводится в качестве аргумента против, как видится, является ошибочным, поскольку в случае с общественным транспортом прибыль не самоцель. Кроме этого, убыточность муниципальных предприятий порождается безответственностью руководства и, как это часто бывает, личными интересами. Поэтому все зависит именно от контроля, в том числе и депутатского. Но вернемся к поручению губернатора. Дабы прояснить ситуацию с его исполнением, редакция портала «Пенза-Обзор» направила официальный запрос на имя главы региона, который благополучно дошел до исполнителя – Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области. В ответе ведомства за подписью врио министра Михаила Антонова говорится, что выполнить поручение губернатора в этом году невозможно, поскольку «производственная программа заводов-изготовителей на 2019-й сформирована». Также отмечается, что для закупки рассматриваются автобусы, работающие на газомоторном топливе. Стоимость каждого – 9 млн рублей с учетом субсидии федерального правительства. В минпроме подчеркнули, что основной проблемой в выполнении поручения губернатора является отсутствие необходимой инфраструктуры (мест хранения и обслуживания), а также права на перевозки. Анализируя ответ чиновников, приходится констатировать, что 100 автобусов в 2019 году пензенцам точно не видать. Это действительно объективные причины. Однако в письме, к сожалению, не обозначена дорожная карта дальнейших действий. Планируют ли в итоге довести до конца благую цель, или, как уже нередко бывало, спустят на тормозах? Есть опасения. В данной ситуации важно было бы послать обществу позитивный сигнал: заключить предварительные соглашения на поставку автобусов, начать поиски мест для организации стоянки подвижного состава и его обслуживания. С этим пока тишина. Вполне возможно, что громких заявлений о возрождении муниципального перевозчика не потребовалось бы, если бы на то была политическая воля. За примерами далеко ходить не надо. В соседнем Саратове была точно такая же история с повышением стоимости проезда, как и в Пензе. Глава Саратова Михаил Исаев провел в здании администрации круглый стол, где четко и внятно заявил, что повышение цены проезда не имеет под собой экономических и юридических обоснований. Кроме этого, градоначальник высказал ряд претензий в адрес перевозчиков о неудовлетворительном состоянии подвижного состава, ненадлежащем виде и поведении водителей, отсутствии терминалов для безналичной оплаты. Чудодейственный круглый стол сделал свое дело. Перевозчики отказались от своих намерений. Найдется в Пензе свой «круглый стол»? Может быть, но это не точно. Приходится констатировать, что пензенские чиновники за последние четыре года не сделали ни одного заметного шага для улучшения транспортного обслуживания горожан. Ни одного! Остается только догадываться, чем вызвана такая вызывающая пассивность. Конечно, многие привыкли обвинять во всем перевозчиков, однако, как видится, в данной ситуации они виноваты меньше, чем чиновники. Ведь, когда отсутствует жесткая рука, четкая концепция развития той или иной отрасли со стороны власти, делать можно все что угодно. И бизнес пользуется моментом. Но даже в этом темном царстве можно найти лучик, ведь одну проблему, связанную с общественным транспортом, реально решить уже до конца года. Было бы желание. Несколько лет назад троллейбусы в Пензе еще ходили до полуночи. Что мешает сейчас продлить время их работы? ООО «Горэлектротранс», которое обслуживает действующие троллейбусные маршруты, вполне возможно, будет готово взять на себя такую обязанность. Правда, не бесплатно. Необходимо все просчитать и вынести вопрос на обсуждение новоизбранных депутатов Пензенской городской думы. По крайней мере один острый вопрос будет наконец закрыт. Тем самым власть покажет, что она готова прислушиваться к мнению горожан, а не зарывать голову в песок. Во всей этой истории опять всплывает безынициативность городской администрации: за нее вновь отдуваются губернатор и региональное правительство. Невозможно сказать, отведена ли изначально для мэрии такая роль в нашем царстве, или действительно городским чиновникам эта тема просто неинтересна. Может быть, в их жизни было слишком мало круглых столов? Фотография: penza-gorod.ru