Во Владимирской области снизилось количество контрафактного бензина

Системный контрафактВсего год назад на совещании в Суздале, посвященном проблемам в сфере оборота нефтепродуктов, руководитель Росстандарта Марина Калинникова заявила, что состояние на рынке нефтепродуктов Владимирской области "наиболее критичное по сравнению с другими регионами". И самый высокий процент нарушений, и количество претензий потребителей могут свидетельствовать о том, что контрафактное топливо поставляется в регион на системном уровне.В нынешнем году, проехав более половины муниципальных образований, активисты общественной организации "Народный контроль" отметили снижение объема некачественного топлива на заправках области с 40 до 10 процентов.Такой результат руководитель организации Алексей Смирнов объясняет в том числе штрафными санкциями. 29 января вступил в силу закон, который ввел так называемые оборотные штрафы за продажу контрафактного топлива. При впервые выявленном нарушении он предусматривает штраф в размере одного процента от выручки АЗС за прошедший календарный год, при повторном - три процента и более - вплоть до остановки работы заправки на срок до 90 дней.Свою лепту в улучшение ситуации внесли и сами общественники. Многие годы они ведут борьбу за качество бензина в рамках проекта "Трасса: контроль качества". Первый оборотный штраф в ЦФО в 388 тысяч рублей был вынесен в Петушинском районе области как раз с подачи "Народного контроля". На заправке реализовали бензин, в котором содержание серы было превышено в 300 раз.Не отступилиВ конце 1990-х Алексей Смирнов работал менеджером оптовой фирмы, которая занималась нефтепродуктами, и на собственном опыте убедился, что под видом качественного бензина в регион поступали продукты первичной переработки нефти - печное и судовое топливо. В своей дипломной работе во Владимирском филиале РАНХиГС он доказывал, что контроль качества топлива принесет областному бюджету доход в сотни миллионов рублей. Разработанную систему предложил внедрить в регионе, но поначалу понимания "наверху" не встретил. И тогда решил создать общественную организацию "Народный контроль", получившую право проводить проверки на АЗС области. Активисты приезжали на заправку, покупали за свой счет горючее, проводили испытания в лаборатории сертификации, а документы отдавали в областное управление Роспотребнадзора.Полученные результаты впечатляли: более 60 процентов мазута, половина проверенного бензина и дизельного топлива были некачественными. Ждали оперативной реакции, но реагировать на "сигналы" снизу власти не торопились. Не ждали общественников с распростертыми объятиями и на заправках: завидев проверяющих, закрывались, отказывали в продаже. А после того, как при закупке топлива в Александрове приставили к их головам стволы, несколько месяцев общественники выезжали на проверки с сотрудниками областного УБЭП.- Полгода мы "натаптывали" дорожку в прокуратуру. А когда наладили с ней сотрудничество, все поняли, что от нас не отмахнуться: есть опыт, знания, желание, и мы не отступим, - признается Алексей Васильевич.Каникулы не для всехЗа несколько лет общественники смогли не по одному разу проверить АЗС области. А региональное управление Росстандарта, к примеру, в 2014 году провело 18 проверок АЗС и установило три случая продажи некачественного топлива. Если учесть, что здесь около 300 заправок, а емкость регионального розничного рынка нефтепродуктов составила 666 тысяч тонн, то такой результат - капля в море. Подобный вклад руководитель управления Сергей Герасименко объяснил законодательным запретом проверять малый бизнес чаще одного раза в три года, а о датах проверок сообщать за три дня до их проведения.Общественники создали интерактивную карту, на которой отметили АЗС разными цветами - в зависимости от качества топливаВо Владимирской области крупным сетевым компаниям принадлежит только 30 процентов АЗС. Это значит, что вероятность продажи контрафакта в регионе высока: по данным ЦМТУ Росстандарта, каждая третья "независимая" АЗС работает с нарушениями, а у сетевиков этот показатель составляет около восьми процентов.В помощь автомобилистам активисты создали интерактивную карту. Ее оформили по принципу светофора, обозначив заправочные станции в зависимости от качества топлива и соответствия документации заявленной марке: зеленый - нет нареканий, желтый - несущественные нарушения в документации, красный - АЗС с грубыми нарушениями.- Если все прекрасно понимают разницу между 95-м и 92-м бензином, то в разновидностях дизельного топлива мало кто разбирается, - поясняет Алексей Смирнов. - А его девять марок. Если вы заправляетесь летним топливом и едете в холодный регион, то просто встанете. Поэтому в документах должна быть четкая маркировка.Страдают от контрафакта не только частники. Заправка "паленым" горючим, поставленным частной компанией по госконтракту, стала причиной выхода из строя 20 машин ряда медучреждений, МВД, МЧС, ДСУ-3, из-за чего они не смогли отправиться на экстренные вызовы. По материалам проверок "Народного контроля" Росстандарт провел внеплановую проверку. А в дальнейшем следствие установило, что изготовлением контрафакта занимались работники ООО "Кайзер" на нефтебазе в деревне Демидово Собинского района. Сырье покупали автомобильными и железнодорожными цистернами в Волгограде, Дзержинске, Республике Татарстан.Трасса объединяетСистемная работа владимирских общественников получила поддержку на федеральном уровне. С 2017 года проект "Трасса: контроль качества" финансируется из средств Фонда президентских грантов. Только с декабря 2017 года по август 2018-го активисты проверили 80 объектов дорожной торговли в основном АЗС. И за этот период по результатам общественного контроля надзорные органы наложили более штрафов на два с лишним миллиона рублей. В нынешнем году народные контролеры продолжают методично, район за районом изучать заправки, проводить экспертизу качества бензина и солярки, проверять соблюдение прав потребителей, замерять экологические показатели.Ранее организация выиграла экологический грант и закупила газовые анализаторы. С их помощью, даже не совершая покупки, можно понять, качественное ли топливо на АЗС.А еще "Народный контроль" совместно с региональными Росстандартом и с Роспотребнадзором организовал учебу предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли нефтепродуктами.- Мы столкнулись с тем, что предприниматели на АЗС не знают азов бизнеса, простых стандартов, нарушают экологическое законодательство и не считают нужным следить за изменениями закона, - объясняет эту инициативу Алексей Смирнов. - Более того, большинство из них даже не подозревают, что им поставляют некачественный бензин, и узнают об этом только после наших проверок.Благодаря активности общественников Владимирская область стала площадкой передового опыта. Его уже оценили москвичи и нижегородцы. Итогом сотрудничества стало открытие отделений "Народного контроля" в Москве и Нижегородской области. Общественников из соседних областей объединила трасса М-7.- Проблемы некачественного топлива и экологии у нас общие, - считает Алексей Смирнов. - И потребитель должен быть уверен, что на любой АЗС их машины не заправят фальсификатом.

Во Владимирской области снизилось количество контрафактного бензина
© Российская Газета