Медики протестуют против передачи "скорой помощи" в частные руки
В Благовещенске прошел митинг против передачи автопарка скорой помощи в частные руки. Аутсорсингом экстренной службы недовольны и в других регионах. «Собеседник» разбирался, чем грозит этот процесс, затрагивающий всех нас, и кому это выгодно. Странная экономия Митинг у Дома молодежи в Благовещенске собрал 300 человек. Для маленького города это событие. Пришли не только медики, представители партий, но и простые жители: экстренная медицинская помощь касается всех. Автопарк станций скорой помощи в Благовещенске власти региона хотели передать в руки частной компании, увещевали сотрудников «плюшками» в виде новых машин и экономии денег на обслуживание транспорта. Но властям не поверили. – Частная компания берет в лизинг машины скорой помощи и прибирает к рукам транспортные функции, – объясняет схему аутсорсинга врач скорой помощи Олег Шульга. – Компания сдает в почасовую аренду станциям скорой автомобили с медицинским оборудованием и водителями, деньги за это получает из фонда ОМС. Водителей возмущает, что при таком раскладе они лишатся всех соцгарантий: не будет ни доплаты за стаж, ни дополнительных отпусков, ни много чего еще. Врачи и фельдшеры взволнованы не меньше. – Если произошел сбой в работе транспорта, например машина сломалась, бригада не выехала, то виноват старший врач смены. У врачей уголовная ответственность за неоказание медицинской помощи, – объясняет Шульга. В экономическую выгоду он, как и многие, не верит: сейчас машиночас обходится в 420 рублей, аутсорсинговая компания просит 550 рублей. – Это 20 млн рублей сверху в год. И главное, что эти деньги улетают из фонда ОМС, откуда оплачиваются и труд врачей, и лекарства, и многое другое. А ведь фонд не станет больше. Какая тут выгода?! – возмущается медик. За два дня до митинга губернатор Амурской области объявил, что Благовещенск в проект не включили, аутсорсинга не будет, но на скорой опасаются, что к этому вопросу власти еще вернутся. Олег Шульга считает, что лоббируются интересы частной компании, и ссылается на другие регионы, где медики этого тоже не хотели, но их загнали в аутсорсинг, в итоге они получили кучу проблем. Водители бастуют В Уфе об этих проблемах знают не понаслышке. Прошлым летом водители Сипайловской подстанции скорой помощи, которая перешла на аутсорсинг, устроили забастовку. Владелец частной компании-аутсорсера не выплачивал им зарплату несколько месяцев. – Водители частной компании, в отличие от тех, кто работает в госучреждении, имеют право бастовать, – рассказывает анестезиолог Тамара Богданова, руководитель региональной ячейки профсоюза медиков «Действие». – Они бастовали час, но это было ощутимо: их вызовы раскидали по другим подстанциям скорой помощи, нагрузка увеличилась, время выезда тоже. По словам Богдановой, проблем при аутсорсинге много: поломанные машины частник не спешит ремонтировать, с водителями заключают договор на 11 месяцев и вообще не дают отпуск. Переработки, когда человек за рулем больше 12 часов, тоже не редкость. – В Уфе был случай, когда водитель работал двое суток (компания получает штрафы за невыполнение обязательств: не можешь, а все равно выезжай через не могу) и с ним случился приступ эпилепсии, – говорит Богдановна. Натерпелись от работы частников и в Кировской области. В 2016 году там заключили контракт на транспортный аутсорсинг с компанией «Эффективная система здравоохранения» до 2021 года. Его стоимость составила 526 млн рублей при уставном капитале ООО 10 тыс. рублей. Из-за некачественного оказания услуг через год контракт разорвали, компания выставила счет за издержки и упущенную выгоду – 380 млн рублей. Суд снизил его до двух миллионов. – Это афера века, – возмущается депутат Законодательного собрания Кировской области Сергей Мамаев. – Деньги на оплату услуг идут из фонда ОМС, прибыль получают частные лица, качественное медицинское обслуживание – в минусе. Пока в регионе еще курсирует несколько машин скорой на аутсорсинге, но кировское правительство решило возвращать к жизни государственный автопарк и не надеяться больше на «дядю». «Эффективная» для себя До 2013 года монополистом рынка транспортного аутсорсинга в медицине была компания «Новоскор» бизнесмена Евгения Фридмана из Перми. – Мы начинали в Перми, потом пришли в Кировскую область, Уфу, ХМАО, Коми, Самарскую область, – рассказывает он. По Фридману, аутсорсинг от такого «правильного» аутсорсера, как он, – это хорошо. Медики избавляются от транспортных функций, лишней головной боли и могут сосредоточиться на своих основных обязанностях. Компания предоставляет регионам новые машины (с водителями), средний срок службы которых 2,5–2,7 года, берет их либо в кредит, либо в лизинг. – Мы правильно организуем бизнес-процессы, – утверждает Фридман. С ним согласны не все в регионах, где его «Новоскор» засветился. В 2013 году Фридмана потеснило ООО «Эффективная система здравоохранения», которое он обвиняет в лоббировании интересов и спайке с госкорпорациями. Это то самое ООО с уставным капиталом всего в 10 тыс. рублей. Его учредителем является Данил Барышников, сын Владислава Барышникова, зам. гендиректора ПАО «Газпром нефть». Компания работает под эгидой АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу», в учредителях агентства – отец Данила Владислав Барышников, Илья Ковалев и Натан Винер, сын Ирины Винер. «Эффективная система», похоже, эффективна для узкого круга лиц. За пять лет она получила госконтрактов на 5 млрд рублей, в то же время, по данным rusprofil.ru, к фирме было подано порядка 90 исков от медучреждений и ИП. Сейчас на рынок выходит новый игрок – «РТ-Скорая помощь», это ее так испугались в Благовещенске. «РТ-Скорая помощь» – это совместный проект «Ростеха» и все того же «Агентства инвестиций». В июле глава госкорпорации Сергей Чемезов заявил о старте нового проекта по переоборудованию обычных автомобилей в машины скорой помощи. «Ростех» будет их закупать (на какие деньги и откуда, не уточняется) и переоборудовать, а «РТ-Скорая помощь» как аутсорсер – сдавать в аренду. Во многих регионах услуги «РТ-Скорая помощь» посчитали дорогими и отказались от сотрудничества, но есть и те, кто готов войти в проект. – Там, где губернатор – сильный хозяйственник, от этого отбиваются, – говорит врач скорой Олег Шульга. Остальным остается митинговать и бороться. «Винеры» просто так не сдаются. Кстати На скорой с ветерком В Москве машины скорой помощи, принадлежащие коммерческим организациям, используют в качестве такси до аэропорта или для ускоренного перемещения по столице. Машину с включенной сиреной другие участники дорожного движения должны пропускать. Водитель рискует нарваться на штраф в 5 тыс. рублей, но расценки на услуги такой скорой значительно выше. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №32-2019 под заголовком «Эх, прокучу!».