Ещё
Китайский вирус наносит удар по местному автопрому
Китайский вирус наносит удар по местному автопрому
Автоновости
Россияне стали покупать на чужие деньги
Россияне стали покупать на чужие деньги
Автоновости
Названы самые непопулярные машины среди россиян
Названы самые непопулярные машины среди россиян
Автоновости
Как ездить в снегопад: советы экспертов
Как ездить в снегопад: советы экспертов
Бортжурнал

Почему застопорился закон о новых правилах получения автомобильных номеров 

Почему застопорился закон о новых правилах получения автомобильных номеров
Фото: Профиль
В конце июля приняла решение перенести срок начала действия закона «О государственной регистрации транспортных средств» с 4 августа 2019 года на 1 января 2020‑го. Сделано это было, чтобы у правительства и  было больше времени подготовиться к вступлению в силу документа. Ведь закон этот во многом грозит стать революционным, в нем появляются интересные нововведения, которые так или иначе коснутся всех автомобилистов.
Вообще многострадальный закон готовился больше 10 (!) лет; до сих пор все процессы так или иначе регулировались постановлением правительства. Но депутаты решили, что все-таки в таком важном и ответственном деле нужен закон; проект был внесен в Госдуму в 2009 году. Небыстрых девять лет его обсуждали, переписывали, уточняли формулировки и в конце концов приняли — в августе 2018 года.
Среди важнейших нововведений — возможность зарегистрировать новый автомобиль прямо на месте, в автосалоне, без визита в  (если компания получит разрешение на такую деятельность). Конечно, сам процесс регистрации и присвоение госномера по-прежнему будут зоной ответственности ГИБДД, осмотр автомашины и составление всех документов доверят дилеру. И тому в результате останется только вручить владельцу комплект свеженапечатанных номеров, которые, кстати, могут иметь непривычную форму, а не только нынешнюю, стандартную. Скажем, для американских и японских автомобилей — ближе к квадратной…
Кроме того, здорово упрощается процедура легализации авто, если заводской номер на кузове или раме проржавел, сгнил, поврежден в аварии и не читается. В новом законе более четко прописаны основания для прекращения регистрации. И хотя порядок выдачи государственных регистрационных знаков подробно опишут уже потом в отдельном постановлении правительства, сразу решили: автовладелец может регистрировать автомобиль в любом месте на территории страны (как сейчас), но номер получит с кодом того региона, где он прописан (как раньше). Это необходимо для нормального учета.
На тормозах
Словом, очень прогрессивный вышел закон! Но, поскольку для его вступления в силу предстояло провести огромную административную и подготовительную работу, принять добрую дюжину подзаконных актов, срок назначили через год — 4 августа. И поначалу все, казалось, так и будет: в МВД подготовили целый ряд проектов приказов, в канун нового, 2019 года был опубликован проект постановления «О порядке государственной регистрации транспортных средств».
Но прошло уже больше полугода, а последний так и числится в режиме «публичного обсуждения», хотя все сроки давно прошли. Говорят, что никаких козней «тайных недоброжелателей» нет: довольно быстро выяснилось, что не все положения закона выполнимы во всех регионах страны (за 9 прошедших лет почему-то не все предусмотрели…). В думском комитете по транспорту начали собирать предложения и поправки, которые оформили в виде законопроекта в марте 2019 года.
Главная из них вот какая. В первоначальной версии закона было записано, что автовладельцу в подразделении ГИБДД (или в салоне уполномоченного дилера, который информацию получает из ГИБДД) выдают на руки только документ, где указана комбинация цифр и букв. А сам номер печатает специальная частная фирма (станок для печати может быть установлен тут же, у дилера, или в помещении регистрационного органа). Но тут обнаружилось, что таких частных фирм множество в Москве, Санкт-Петербурге, других городах-миллионниках, а в целом ряде регионов страны таких нет вовсе. То есть надо было срочно прописать, что право выдавать номера остается и у ГИБДД, а у владельца появляется выбор, где их получать.
Тут же прописали формулу стоимости этой услуги, чтобы в обоих случаях она примерно совпадала. Кроме того, появились и другие важные поправки. Обсуждение в Госдуме шло строго по регламенту, то есть не слишком быстро, пока не пришло понимание: не успевают принять закон в новом виде! А в правительстве, видимо, решили даже не тратить время на доработку существующего проекта постановления, а дождаться нового закона, внести в соответствии с ним поправки и уже потом править (или переписывать заново) свой документ.
Притормозилась и подготовка некоторых нормативных актов в других ведомствах — постановления-то нет, зачем суетиться? И только в середине июля процесс резко ускорился, а в перечне поправок появился заключительный пункт — о переносе сроков вступления закона на полгода, до 1 января 2020‑го. Этот новый закон (о поправках к старому закону и переносе сроков) президент подписал 30 июля.
Долгий путь к идеалу
Но не стоит считать, что весной и летом работа над новым порядком регистрации остановилась. В МВД подготовили целый ряд проектов, по которым идет обсуждение, некоторые документы уже вступили в силу. Так, совсем недавно, 19 июля, был опубликован приказ МВД «Об утверждении квалификационных требований к уполномоченным на проведение осмотра транспортных средств лицам специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств». Речь идет о требованиях к тем сотрудникам дилерских центров, которые должны подготовить документы для регистрации автомобиля и осуществлять связь с ГИБДД.
Надо сказать, требования эти довольно строгие, даже чрезмерные, на мой взгляд, примерно такие же предъявляются к самим сотрудникам ГИБДД. Итак, этот сотрудник должен иметь диплом о высшем (или, в крайнем случае, среднем специальном) инженерном образовании, а также пройти профессиональную подготовку, которая даст право на проведение осмотра транспортных средств. Кроме того, специалист должен знать все об «устройстве, технических характеристиках, конструктивных особенностях, назначении и правилах эксплуатации» автомашин, владеть методиками «контроля технического состояния автомобиля и выявления признаков его неисправностей».
А еще хорошо разбираться «в технических требованиях и особенностях порядка внесения изменений в конструкцию машины» и, естественно, «обладать знаниями в части классификации и системы обозначений транспорта, правил маркировки». Уверяю, это далеко не полный список. Только, боюсь, в штате дилерских салонов очень непросто будет найти человека, который полностью соответствовал бы всем требованиям. Да, он еще должен будет пройти специальную профподготовку в ГИБДД! Но пока неизвестны ни программа обучения, ни сроки, ни цены.
©Тарас Литвиненко / РИА Новости
Непростые требования (пока это только проект) и к организации «рабочего места» этого «спецсотрудника». Нужно отдельное помещение, которое должно отвечать самым строгим требованиям: решетки на окнах, система тревожной сигнализации… Отдельно и очень подробно оговариваются требования к замкам и сейфам. А все документы в бумажном виде должны храниться под могучим замком в течение трех лет.
Несмотря на это, интерес со стороны крупных дилерских центров к новой услуге есть, и большой. Акционер крупной сети автосалонов в Москве и целом ряде российских городов рассказал, что даже сейчас есть спрос на регистрацию автомобилей без участия владельца. «Только это дорого и непросто: владелец пишет доверенность на постановку на учет, автомобиль без номеров на эвакуаторе отправляется в пункт регистрации, а сопровождает его наш сотрудник. Потом он уже на автомобиле возвращается в наш центр, где его получает счастливый хозяин. Понятно, что, как только заработает закон, мы постараемся получить соответствующий статус. Три наших салона популярных марок в Москве расположены на одной площадке, поэтому открыть один такой пункт регистрации, как нам кажется, будет выгодно. Мы не собираемся на этом зарабатывать, просто это очень важное конкурентное преимущество — предложить клиенту еще и возможность сразу уехать из салона на новом автомобиле с номерами».
Глава (Российской ассоциации автодилеров) говорит, что переговоры с государственными органами о появлении такого закона шли с переменным успехом с 2012 года. И наконец успешно завершились! Правда, пока не очень понятно, в какие затраты выльется участие дилера в новой программе, какое оборудование придется покупать, поэтому руководители компаний выражают умеренный оптимизм. Но, считает он, «в городах-миллионниках многие дилеры (или объединения дилерских центров) однозначно откроют у себя центры регистрации. В городах поменьше, возможно, крупные автосалоны возьмут на себя процедуру регистрации, а за готовым номером и СТС придется все-таки ехать в ГИБДД».
Сделайте нам красиво
Есть еще один пункт, по которому власти пока не могут никак принять решение, хотя по этому поводу даже есть указание президента. Речь идет о возможности при регистрации выбрать красивый номер. А что? Спрос на такие есть и не проходит; пока на этом успешно зарабатывают предприимчивые дельцы, которые скупают пользующиеся спросом номера и продают их вместе с ничего не стоящими старыми машинами.
Сумма сделки доходит до миллиона рублей. Процедура эта вполне законная, но долгая и какая-то… некрасивая. И деньги идут мимо бюджета. Так почему же не ввести, как в большинстве стран мира, узаконенную практику? Хочешь обычный номер — плати только госпошлину и стоимость печати номера (сегодня это 2–2,5 тыс. руб.). А дальше цена красивого номера повышается в зависимости от спроса. За какой-нибудь 777, да еще в сочетании с тремя «ольгами» люди готовы сотни тысяч отвалить, так почему бы им не предложить такую услугу? Но что-то останавливает депутатов и чиновников. Говорят о какой-то возможной коррупции, но как назвать действующую сегодня схему?
Однако надежда, что подобная процедура в какой-то форме у нас может появиться, все-таки есть. В законе записано только, что «государственные регистрационные номера присваиваются без резервирования за юридическими, физическими лицами или индивидуальными предпринимателями их отдельных серий или сочетаний символов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством». А как они присваиваются, какой при этом назначен порядок — это решает правительство. Сейчас как раз пишут новый проект постановления по регистрации… Собственно, особой надежды на то, что пункт про красивые номера появится завтра, нет, но в обозримом будущем все может быть. Ведь сумели же за какие-то 10 лет обсудить и принять решение о передаче некоторых прав по регистрации дилерам!
Не знаю, сколько потребуется времени на то, чтобы подготовить все необходимые документы. Надеюсь, к новому сроку будут готовы и постановление кабмина, и приказы МВД. Надежды, что уже сразу после зимних каникул можно будет получить номера в ходе покупки новой машины, точно нет, ведь компании должны обучить сотрудников, закупить оборудование, наладить устойчивую (закрытую!) связь с ГИБДД. Наверное, в полную силу закон заработает к весне. Но и это хорошо, потому что весна традиционно — высокий сезон продаж автомобилей; в хороший год за три месяца фирмы делают больше 40% годового плана. Так что, надеемся на хороший год?
Видео дня. Водителя лишили прав из-за корвалола
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео