Крупнейший российский завод по производству троллейбусов оказался на грани банкротства
Почти через 70 лет после начала производства троллейбусов на заводе «Тролза» из Энгельса, завод находится в кризисе, фактически не работая с прошлого года. Крупнейшее предприятие по изготовлению троллейбусов в России уже скоро может быть признано банкротом. Против завода ведется несколько предприятия, а также его руководства. В частности, руководители ЗАО «Тролза» обвиняются в том, что в течение 2016-2018 годов они применяли фиктивные поставки металла, чтобы получить вычет по НДС. Налоговые органы судятся с менеджментом завода, пытаясь взыскать доначисленные 23,89 миллионов рублей. Кроме того, бывший генеральный директор и его подчиненный обвиняются в том, что в 2015 году они дали взятку в размере 2 миллионов рублей налоговому инспектору за списание 50 миллионов рублей налогового долга. Куда большие суммы требуют от самого завода: Банк «Россия» требует взыскать с 189,62 миллиона рублей с завода, а также признать ЗАО «Тролза» банкротом. Более того, взыскать долг с предприятия требует и Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) – в сумме 763,37 миллионов рублей. Подал иск и московский «БМ-банк», требуя взыскать с компании миллион рублей. ЗАО «Тролза» с конца 2018 года находится в кризисном положении из-за множества судебных исков и отсутствия заказов. С начала 2019 года на заводе ввели режим простоя (что было и раньше), объявив это сезонными колебаниями спроса. Но до настоящего момента простой продолжается, и продлится как минимум до 16 сентября. Тем не менее, спасти завод есть возможность. Власти Саратовской области ведут переговоры с несколькими крупными инвесторами, в том числе «Трансмашхолдингом». Ожидается, что инвестор должен будет решить долговые вопросы с кредиторами предприятия. Завод до последнего момента конкурировал с другими производителями троллейбусов. Несмотря на то, что рынок весьма конкурентный, завод поставлял продукцию не только по России, но и в страны СНГ, и даже в Аргентину. Основан завод был в 1752 году как паровозостроительный завод в Брянске, в годы Великой отечественной войны его эвакуировали в Энгельс. С 1950 года завод стал специализироваться на производстве троллейбусов. Каждый год ЗАО «Тролза» выпускало несколько сотен единиц транспорта (например, в 2017 году выпущено 127 троллейбусов и 143 электробуса).