Как мормон-самоучка заработал $1 млрд на водородных грузовиках
В апреле в городе Скоттсдейл, штат Аризона, проходила презентация Nikola Motor Company. В разгар мероприятия 37-летний основатель и CEO автомобильной компании Тревор Милтон с грохотом выкатился на сцену на самом экологичном в мире транспорте — он сидел на красном дилижансе пивоварни Anheuser-Busch InBev, запряженном восьмеркой лошадей породы Клейдесдаль. «С их помощью строилась Америка», — заявил он, указав на породистых лошадей. Trevor Milton of @nikolamotor arrives in style on @budweiserusa Clydesdales. #NikolaWorld2019 pic.twitter.com/eawMDjyECy — Today's Trucking (@Todaystrucking) April 17, 2019 В зрительном зале выставочного комплекса раздались одобрительные возгласы 2000 гостей, среди которых были руководители автомобилестроительных компаний, журналисты, грузоперевозчики и представители Anheuser-Busch InBev. Милтон в своей речи напомнил собравшимся, что когда-то на смену лошадям пришло дизельное топливо. По его словам, вскоре таким же образом на смену нефти придет новый источник топлива — водород. Водород — не только самый распространенный элемент во Вселенной, но и топливо будущего, не загрязняющее атмосферу вредными веществами. Побочные продукты производства электричества из водорода — это вода и тепло. По словам главы Nikola Motor Company, водородное топливо хорошо подходит для тяжелых грузовых фур. Водород поступает в топливный элемент, который затем преобразует его в ток, необходимый для питания электродвигателя. Различные компании работают над созданием автомобилей на водородных топливных элементах вот уже на протяжении шести десятилетий. Еще в 1966 году концерн General Motors представил первый прототип подобного автомобиля Electrovan, но в итоге он так и не был запущен в массовое производство. В 2000 году стоимость акций пионера в производстве топливных элементов Ballard Power Systems достигала $140, однако сейчас они торгуются ниже отметки $5. Президент Джордж Буш-младший инвестировал деньги налогоплательщиков в исследования водородной энергетики. Тем не менее, на дорогах США сейчас можно встретить не более 7500 автомобилей на водородных топливных элементах. Прототипы своих гибридных грузовиков Nikola Motor разрабатывала в Финиксе, штат Аризона, где расположена штаб-квартира компании. Однако для запуска полномасштабного производства компании нужен свой завод. Поэтому Милтон привлек более $500 млн от европейского производителя тяжелых грузовиков CNH Industrial, немецкого технологического гиганта Bosch, хедж-фонда ValueAct, южнокорейского производителя элементов солнечных батарей Hanwha, норвежской энергетической компании Nel Hydrogen и производителя баллонов высокого давления Worthington Industries. Ему понадобится не менее $1 млрд для строительства завода в Кулидже, штат Аризона, производства первых грузовиков и открытия десяти заправочных станций в Калифорнии и Аризоне. CNH Industrial инвестировал в Nikola Motor Company $250 млн. Это большое подспорье для автокомпании, рыночная стоимость которой сейчас оценивается в $3 млрд. Милтону принадлежит более 40% акций компании. По оценкам Forbes, его состояние составляет не менее $1,1 млрд. Это означает, что гендиректор Nikola Motor Company стал первым в истории миллиардером, разбогатевшим на производстве грузовиков на водородных топливных элементах. «Речь не только о производстве топливных элементов, но и о создании настоящей альтернативы, которая сможет составить конкуренцию дизельному топливу и заменить его», — говорит Тревор Милтон. https://t.co/gai34CWQcn pic.twitter.com/1P2C63Goyb — Forbes (@Forbes) September 5, 2019 Благодаря электромобилям Tesla многие американские водители отказались от бензина. Однако основатель Tesla Илон Маск, который также планирует запустить массовое производство электрогрузовиков, высмеял «глупые топливные элементы» и назвал водородное топливо «чушью». Но в наши дни водородную энергетику с трудом можно назвать глупой идеей. Во-первых, на юго-западе США производят слишком много солнечной энергии, благодаря чему избыточную энергию можно направлять на недорогое производство водородного топлива из воды. Во-вторых, аккумуляторные батареи не подходят для дальних грузоперевозок — на их зарядку уходит много времени, а сами они достаточно тяжелые. 18-колесный гибридный грузовик Nikola Motor Company на водородных топливных элементах обладает мощностью в 1000 лошадиных сил. В нем установлен топливный бак из углеродного волокна. Запас хода без подзарядки составляет примерно 1200 км, а масса грузовика — 9 тонн. Представители автоконцерна подчеркивают, что для создания электрогрузовика с такими же мощностью и запасом хода потребуется литий-ионный аккумулятор, который увеличит его массу примерно на 2,2 тонны. Пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev планирует в ближайшем будущем отказаться от грузовиков с двигателем внутреннего сгорания и уже заказала у Nikola Motor Company 800 гибридных фур. Производитель пива Budweiser возьмет гибридные грузовики в аренду на 7 лет. Стоимость аренды одного тягача (учитывая топливо) составит до $1 млн. Если автоконцерну Милтона удастся вовремя поставить грузовики, Anheuser-Busch InBev будет использовать их для перевозки пива Budweiser с Западного побережья в дистрибуционные центры, расположенные за сотни километров оттуда. Если производитель поставит пивоваренной компании 800 тягачей, грузоперевозчики вроде U.S. Xpress также оформят предзаказы на сумму в $10 млрд. Тревор Милтон — не единственный визионер в области водородной энергетики. Корейский конгломерат Hyundai Group инвестировал $6,7 млрд в разработку автомобилей на водородных топливных элементах. В июле производитель дизельных двигателей Cummins поглотил компанию Hydrogenics, которая занимается изготовлением топливных элементов. В следующем году гиганты автомобильной промышленности General Motors и Honda откроют в Мичигане завод для массового производства топливных элементов, в строительство которого они инвестировали $85 млн. Японский автогигант Toyota откроет в американском городе Лонг-Бич завод, на котором из коровьего навоза будут производить водородное топливо для грузовиков, разработанных совместно с автомобилестроительной компанией Kenworth. Тревор Милтон с самого детства любил копаться в гараже. До выхода на пенсию его отец работал в железнодорожной компании Union Pacific Railroad. Как-то раз, когда будущему предпринимателю было шесть лет, отец взял его с собой на работу. Именно тогда он загорелся идеей узнать, как устроено все в этом мире. Он поступил в один из университетов в штате Юта, но бросил учебу через полгода и присоединился к мормонам-миссионерам, с которыми отправился в Бразилию. Посмотрев на местные трущобы, Милтон задумался об экологических проблемах. «Это путешествие по-настоящему открыло мне глаза», — вспоминает предприниматель. В 2010 году в Солт-Лейк-Сити он основал компанию dHybrid Systems, которая занималась разработкой систем заправки грузовиков природным газом. В 2014 году его стартап поглотила компания Worthington Industries. Милтон основал Nikola Motor Company и предложил Марку Расселу, своему бывшему наставнику из Worthington Industries, стать президентом компании. A new addition to our lineup, the #NikolaTwo AKA the Stormtrooper pic.twitter.com/yMvAY4sPo9 — Nikola Motor Company (@nikolamotor) June 28, 2019 В следующем году он планирует поставить 25 гибридных грузовиков, а в 2021 году — 400. Если все пойдет по плану, то к 2022 году его компания построит на Западном побережье США несколько заправочных станций, каждая из которых с помощью возобновляемой электроэнергии будет производить восемь тонн водорода в день. Этого хватит для зарядки 250 гибридных грузовиков. Тревор Милтон считает, что сможет снизить до $2,5 стоимость производства килограмма сжатого газообразного водорода (этот объем эквивалентен 3,7 литров дизельного топлива). Для сравнения, в Калифорнии розничная цена килограмма водорода сейчас составляет $14. К 2028 году предприниматель планирует расширить сеть заправочных станций и построить 700 заправок для гибридных грузовиков по всей территории США. Another great day for NikolaMotorCompany! Just finished setting up our first hydrogen fueling station on time with 10,000 PSI. Thanks to all of our partners @nelhydrogen and the entire Nikola Hydrogen Team. pic.twitter.com/TZwX22NJmb — Nikola Motor Company (@nikolamotor) March 29, 2019 Возможно, перемены грядут даже быстрее, чем того ожидают производители грузовиков с дизельными двигателями. Евросоюз ужесточил ограничения на автомобильные выбросы углекислого газа, из-за которых к 2030 году дизельные грузовики могут оказаться под запретом. Власти Калифорнии планируют принять аналогичные меры. Тревор Милтон утверждает, что Nikola Motor Company опережает своих конкурентов на три года, а может быть даже и на пять лет. «Не важно, кого вы поддерживаете: республиканцев, демократов или независимых кандидатов. Никто не хочет во время пробежки дышать выхлопными газами», — заявил Тревор Милтон. Перевод Полины Шеноевой