Войти в почту

Сервис такси Gett попросил ФАС остановить растущую монополию «Яндекса»

Сервис такси Gett пожаловался в Федеральную антимонопольную службу на грядущую сделку «Яндекс.Такси» и «Везет», сообщает РИА Новости. ФАС, в свою очередь, сделку уже перенесла. Каковы аргументы сторон и расклад сил на рынке такси? В июле этого года в «Яндекс.Такси» сообщили, что покупают программное обеспечение и кол-центры группы «Везет» (в нее также входят бренды «Лидер», Red Taxi и Fasten); 56% акций перейдут к «Яндексу», 35% — Uber, почти 5,5% — сотрудникам. В свою очередь, акционеры «Везет» получат до 3,5% акций «Яндекс.Такси», а сверху 71,5 млн долларов при выполнении KPI. Вроде все довольны, но нет. Сервис такси Gett обратился в ФАС и заявил, что одобрять сделку нельзя. Монополия «Яндекса» и так приобрела пугающие формы, уверен директор Gett в России Максим Жаворонков. Максим Жаворонков директор Gett в России «Мы выступили против монополии на рынке агрегаторов такси. Это фактически послужит барьером для входа новых участников на рынок и развития существующих участников. Почему? Потому что, имея более 50% рынка, агрегатор имеет большую часть такси в городе. Это означает, что у этого участника рынка более быстрая подача машин. Для водителей чем больше заказов, тем лучше. Соответственно, они тоже присоединяются к этому участнику. В долгосрочной перспективе мы с вами почувствуем это на себе в виде увеличения цены на такси, ухудшения условий работы для водителей. Это можно также посмотреть на уже существующих рынках, где такого рода сделки совершены, конкретно — на китайском рынке». Китайская история — это когда в Поднебесной сервис такси Didi получил монополию. Потом, как водится, качество услуг ухудшилось, а цены на поездки выросли. Нечто подобное случилось и в Сингапуре, где местные антимонопольщики одобрили слияние Grab и Uber, а позднее признали, что пожалели о своем решении. Цифры, на которые ссылаются представители Gett, приведены в исследовании Discovery Group Research. В первой половине этого года доля «Яндекс.Такси» по России составляла почти 47%, «Везет» — 24%, а Gett — около 10%. В Москве доля «Яндекса» еще больше, а сделка с «Везет» даст еще один скачок роста. В пресс-службе «Яндекс.Такси» Business FM заверили, что сделка конкуренцию не ограничивает и барьеры для работы на рынке не создает. Однако в ФАС все же прислушались к Gett и сделку перенесли — будет дополнительная проверка. Ситуация очень напоминает покупку «Яндексом» сервиса Uber, говорит руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner в России Николай Вознесенский. Николай Вознесенский руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner в России «Раньше ФАС уже проводила анализ рынка услуг агрегаторов такси. Это было несколько лет назад в связи со сделкой между «Яндексом» и компанией Uber. На тот момент ФАС определила границы рынка как включающие все способы заказа такси, как конкурирующие, как определяющие границы данного рынка. Я думаю, что в этот раз позиция ФАС будет близка, они определят границы рынка и посмотрят долю. У меня данных считать, что эта доля будет выше 50%, нет». Участники рынка говорят, что «Яндекс.Такси» не просто поглощает конкурентов. Он использует и другие инструменты для роста. Во-первых, использует сетевой эффект, когда рост числа водителей влечет рост числа пассажиров и наоборот. Во-вторых, субсидирует такси за счет своих сторонних бизнесов, в третьих, использует эксклюзивные права на навигатор. Законы просто не поспевают за рынком, отмечает партнер Art de Lex Ярослав Кулик. Ярослав Кулик партнер Art de Lex «В действующем законодательстве сейчас недостаточно норм, которые бы позволяли ФАС описывать эти сетевые эффекты со ссылкой на нормы права. Но подготовленный пятый антимонопольный проект, пакет поправок в антимонопольное законодательство, как раз направлен на закрепление сетевых эффектов как элемента оценки состояния конкуренции на цифровых рынках. В любом случае антимонопольный орган уже следует в своей практике новым тенденциям». Изначально закрытие сделки между «Яндекс.Такси» и «Везет» ожидалось до конца года. После обращение Gett в ФАС заявили, что окончательно решение примут до 11 октября. Произойдет ли эта сделка вообще, теперь не ясно.

Сервис такси Gett попросил ФАС остановить растущую монополию «Яндекса»
© BFM.RU