Войти в почту

Как у предпринимателей вымогают деньги

Схема 1. Потребительский экстремизм Статья о потребительском экстремизме на сайте РБК В мае этого года производители автомобилей попросили ФСБ проверить иски от потребителей. Производители считают, что в Краснодарском крае потребители фальсифицируют доказательства, чтобы получать компенсации. За два года потребители взыскали 200 млн рублей компенсаций с автопроизводителей. Производители считают, что в схеме участвуют суды Краснодара, потому что дела рассматриваются в одних и тех же судах, а компенсации в три раза больше цены автомобилей. Схему описывают так: человек покупает автомобиль и через две недели обращается в суд с жалобой на недостатки машины. На досудебное урегулирование покупатель не соглашается, а судебную экспертизу автомобиля каждый раз проводят одни и те же эксперты. Во всех делах покупатели требуют расторгнуть договор купли-продажи, выплатить неустойку и компенсацию морального вреда. Эксперты определяют у машины производственный дефект, и суд удовлетворяет требования покупателя. Все штрафы и компенсации выходят в два—три раза больше стоимости автомобиля. Такие дела против продавцов и производителей называются потребительским экстремизмом — использованием закона «О защите прав потребителей» для наживы. Иногда товары специально выводят из строя, чтобы получить неустойку и компенсацию морального вреда. Или договариваются с экспертом о фальсификации доказательств: поломки нет, но в отчете эксперт ее укажет. Доказать факт мошенничества сложно, потому что судебные дела с обычными потребителями — один в один как у мошенников. Прокуратура и полиция ссылаются на то, что возврат денег, компенсация и неустойка — в рамках закона, а значит, состава преступления нет. Дела из примеров ниже могут и не быть фальсифицированными, но мы рассмотрим их для примера, какие вообще бывают штрафы и неустойки. Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей подал в суд на «Фольксваген груп рус» от имени покупателя с требованием: вернуть деньги за некачественный автомобиль Ауди А6. В деле сумма скрыта, примерная стоимость — 3,3 млн рублей; выплатить неустойку, сумма скрыта; возместить моральный вред — 500 000 рублей; оплатить судебные расходы — 150 000 рублей; назначить компании штраф. Покупатель ездил на авто, но на панели высветилось предупреждение о потере мощности. С таким недостатком использовать автомобиль нельзя. Покупатель обращался к продавцу для ремонта по гарантии: заменили термостат, датчик давления и датчик температуры всасывания воздуха, но это не помогло. Владелец автомобиля обратился в суд, но первый суд ему отказал. Тогда он попросил Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей защитить его интересы. Комитет согласился и подал в суд. Второй суд решил дело в пользу покупателя и обязал «Фольксваген груп рус»: вернуть покупателю полную стоимость автомобиля, сумма скрыта; выплатить неустойку, сумма скрыта; покрыть убытки покупателя — 22 562 рубля; оплатить судебные расходы — 172 000 рублей; оплатить госпошлину — 58 587 рублей; компенсировать моральный вред — 30 000 рублей; оплатить штраф — 50% от всего, что получит потребитель. Часть штрафа получает Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей, а автомобиль возвращается компании. Судебное дело Еще суд может обязать продавца выплатить покупателю разницу между стоимостью автомобиля в день покупки и стоимостью такого же автомобиля в день судебных разбирательств. Комитет по защите прав потребителей против «Джи эм авто»: покупатель купил Кадиллак, а через восемь дней выяснилось, что не работают парктроники, автоматическое открытие пятой двери, стучит АКПП при наборе скорости и некорректно работает ДВС. Комитет представлял интересы покупателя в суде и требовал: вернуть деньги за некачественный автомобиль Кадиллак Икс-Тэ. В деле сумма скрыта, примерная стоимость — 3,6 млн рублей; вернуть разницу между ценой в день покупки и в день суда; выплатить неустойку, сумма скрыта; возместить моральный вред, сумма скрыта; оплатить расходы на экспертизу, почтовые и судебные — 177 583 рубля; назначить компании штраф. До обращения в суд покупатель отправлял компании досудебную претензию. Суд решил, что компания должна: вернуть покупателю деньги за автомобиль и разницу между ценой покупки и ценой на день решения суда. Цена автомобиля скрыта, а разница — 595 000 рублей; оплатить неустойку — 285 000 рублей; возместить расходы — 147 583 рубля; компенсировать моральный вред — 30 000 рублей; выплатить штраф. Судебное дело С похожей схемой сталкиваются продавцы электроники. Только в их делах речь идет о телефонах, телевизорах и микроволновках. Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей против дистрибьютора электроники ООО «Носимо». Покупатель купил телевизор за 349 990 рублей, через какое-то время тот перестал включаться. Комитет от имени покупателя потребовал в суде: вернуть деньги за телевизор — 349 990 рублей; оплатить неустойку — 1% от стоимости телевизора за каждый день просрочки, всего 465 486 рублей; компенсировать покупателю моральный вред — 100 000 рублей; возместить судебные расходы — 43 000 рублей; назначить компании штраф. Суд решил, что дистрибьютор должен: вернуть покупателю 349 990 рублей за телевизор; выплатить неустойку — 337 000 рублей; оплатить судебные расходы — 43 000 рублей; оплатить убытки — 1443 рубля; возместить моральную компенсацию — 10 000 рублей; выплатить штраф — 174 248 рублей. Итого: 915 681 рубль. Штраф в 174 248 рублей дистрибьютор выплачивает в пользу Комитета по защите прав потребителей и предпринимателей. А покупатель должен вернуть продавцу телевизор. Судебное дело Что делать. Лучший вариант — провести экспертизу до суда, которая покажет, что поломка произошла по вине покупателя. После вынесения судебного решения в первой инстанции суд апелляционной инстанции, скорее всего, откажет продавцу в повторной экспертизе. Если всё-таки виноват продавец, дешевле договориться с покупателем мирно. Например, покупатель требует расторгнуть договор на автомобиль за 2 млн рублей. Если идти в суд, продавцу придется выплатить: 2 000 000 рублей — возврат стоимости автомобиля; 500 000 рублей — неустойка, по 1% за каждый день просрочки; 50% от присужденной покупателю суммы — штраф. Продавцу выгоднее предложить покупателю на выбор автомобиль дороже без доплаты или такой же, но с бесплатным дополнительным оборудованием на 300 000 рублей, например магнитолой, ковриками, чехлами с подогревом. Если покупатель согласится, продавец сэкономит на пене, штрафе, судебных расходах и сохранит свою репутацию. [IMG name="svistok-1.png"] Читать в «Деле»Защита от обманных возвратовСхема 2. Повторная плата за услуги или аренду Заказчик платит исполнителю наличными, но не берет с него расписку. А потом исполнитель начинает требовать деньги, потому что оплату якобы не получал. Та же схема используется арендодателями, когда съемщики платят наличными. Такая история случилась с героем другой нашей статьи. Он снял квартиру у знакомого и сразу заплатил за два месяца вперед. В договоре прописали, что деньги будут переводить на карту, но часто хозяин квартиры забирал оплату наличными без расписок. Еще в договоре ничего не написали о предоплате. Потом съемщику пришла повестка в суд: арендодатель утверждал, что денег не получал. Кроме платы за квартиру владелец потребовал неустойку, деньги за коммунальные услуги и моральный вред, всего — 170 000 рублей. Суд встал на сторону арендодателя. Три истории о том, как потерять деньги из-за договора Что делать. Заключать договор, а деньги переводить по реквизитам исполнителя. Если всё же платите наличными, просите чек или подписывайте акт приема-передачи денег. Свидетели не помогут: суд не принимает их показания, когда между собой рассчитываются физлица или юрлица. Суд в таких спорах рассматривает не показания свидетелей, а оценивает доказательства: выписки по банковскому счету, назначения платежей, сроки, акты приема-передачи, если кто-то действовал по доверенности — полномочия подписантов. Если доказательств оплаты нет, шансов выиграть дело тоже нет. Если переводите деньги на карту, это должна быть карта исполнителя — карта его друга или сестры не подойдет. [IMG name="oplatil.png"] Выписку или квитанцию об оплате можно получить в мобильном приложении банка, в квитанции будет полный номер карты или реквизиты получателя, по которым суд его идентифицирует Возврат денег при неосновательном обогащении — статья 1102 гражданского кодекса Допустим, заказчик отправлял деньги без назначения платежа или комментария, и исполнитель говорит, что это не оплата услуг, а подарок, и требует оплату. Тогда заказчик может обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве или в суд с иском о неосновательном обогащении. Исполнителю придется признать, что перевод — это оплата услуг, или объяснять, откуда деньги. Статья 16.1 и статья 18 закона «О защите прав потребителей» Другое дело — покупка физлицом у юрлица. Когда человек покупает пальто в магазине, правила меняются: покупателю не нужен чек или расписка, чтобы подтвердить оплату. Схема 3. Злоупотребление правами Аптека получила претензию от Ассоциации по защите прав инвалидов как потребителей. Она требовала выплатить 35 000 рублей: 10 000 рублей за моральный вред и 25 000 рублей за работу Ассоциации. Суть претензии в том, что покупатель с инвалидностью не смог попасть в аптеку, потому что на входе не было пандуса, а это нарушение его прав. [IMG name="pretenz.png"] Что делать. Проверить обоснованность претензии и составить ответ с юристом. Претензия из примера была необоснованной, потому что: в аптеке нет пандуса, но на видном месте есть кнопка вызова фармацевта, которой покупатель не воспользовался; моральный вред не подтвержден документами; к претензии не приложена доверенность на представление интересов покупателя Ассоциацией. Юрист аптеки составил ответ на претензию и отправил его Ассоциации: [IMG name="otvet-1.png"] После ответа на претензию ни Ассоциация, ни покупатель не стали подавать на аптеку в суд. Владелец аптеки мог потерять 35 000 рублей, если бы решил, что проще заплатить, или испугался иска. Существуют частные компании, которые прикрываются тем, что они некоммерческие организации, НКО, и рассылают претензии, шантажируя штрафами. Их цель — получить процент от штрафа при победе в суде или в ходе досудебных разбирательств. Юрий Кочергин Моему клиенту, владельцу сети аптек, за год пришло около 60 подобных жалоб от разных некоммерческих организаций. Если бы он удовлетворял каждую, потратил бы 2 000 000 рублей. В его случае проще нанять юриста, чем выплачивать компенсации и разбираться в судах. Схема 4. Неустойка и компенсация за срыв сроков Когда продавец и покупатель работают на доверии, покупатель может специально начать затягивать сроки, чтобы получить неустойку и компенсацию за моральный вред. Например, покупатель заказал диван и по договору должен получить его 25 сентября. Доставщики приезжают в назначенный день, но покупатель не пускает их в квартиру, а через 10—20 дней пишет претензию и обращается в суд. Еще покупатель может найти недостатки в товаре или работе и затягивать их устранение: уехать в другой город, не найти время для визита рабочих, находить новые недостатки. [IMG name="mebel.png"] С форума о бизнесе Что делать. Исполнителю надо прописывать в договоре сроки с запасом в 10-15 дней, чтобы было время устранить недостатки. По каждому недостатку и его устранению — составлять акты. Если клиент, например, не пускает доставщиков в квартиру, нужно составить акт и записать видео: вот доставщики подходят к дому, и на видео видно адрес, поднимаются в квартиру, озвучивают дату и время, стучат, а им не открывают. Затем нужно вернуться в офис и отправить покупателю письмо: 25 сентября 2019 года в 15:00 сотрудниками компании «Лосось-корпорейшн» Ивановым И. И. и Петровым П. П. был доставлен мягкий диван, артикул 7676.090, по адресу Москва, ул. Беговая, д. 24, кв. 7, указанному покупателем Кузнецовым К. К. в качестве адреса для доставки товара. Но Кузнецов К. К. не открыл доставщикам дверь и сказал, что товар принимать не будет. Об этом сотрудниками на месте был составлен акт №103, а также проведена видеосъемка. ООО «Лосось-корпорейшн» выполнил свои обязательства по договору купли-продажи №777 от 20.09.2019 года. Покупатель не получил товар по своей вине. Если Кузнецов К. К. не произведет полную оплату товара и доставки до 30.09.2019 года, ООО «Лосось-корпорейшн» будет вынужден обратиться в суд для взыскания с покупателя полной стоимости товара, доставки и неустойки. Если в договоре прописано, что переписка по электронной почте имеет силу, можно отправлять по электронной, если нет, обычной — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Схема 5. Подставные чиновники Мошенники представляются сотрудниками налоговой, Роспотребнадзора и государственными служащими, а затем просят у владельца бизнеса деньги. Иногда обещают взамен защиту от проверок. В Нижневартовске мошенники представлялись чиновниками и предлагали предпринимателю купить книги отзывов и предложений, буклеты с законами в обмен на защиту от проверок. [IMG name="knigi.png"] Новость на сайте Российского информационного агентства Ura.ru На Алтае мошенники звонили предпринимателям от имени Роспотребнадзора и просили помочь деньгами для покупки оборудования в дом престарелых. [IMG name="rospotrebb.png"] Предупреждение на сайте Роспотребнадзора Что делать. Если есть сомнения, что пришла настоящая проверка, нужно: Узнать причину проверки: плановая или внеплановая. Если говорят, что проверка плановая, проверить на сайте госоргана в списке плановых проверок. При внеплановой — выяснить, по чьей жалобе проверка и по какому поводу. Попросить удостоверение у проверяющего. Если есть сомнения, позвонить в ту структуру, сотрудником которой он представляется, и уточнить, отправляли ли к вам проверяющего и по какому поводу. Если это мошенники, нужно попытаться снять видео и вызвать полицию. Главное — ничего не платить, не передавать документы и не подписывать никакие бумаги. Еще стоит предупредить сотрудников компании, чтобы при визитах чиновников или проверяющих они ничего не предпринимали и сразу звонили вам. На сайтах каждой госструктуры есть раздел «Противодействие коррупции», там можно пожаловаться на мошенников по телефону, лично или по почте. Это поможет распространить информацию о схеме и защитить других владельцев бизнеса. Схема 6. Шантаж и вымогательство В кафе или салон красоты приходит человек, который представляется юристом. Он говорит, что нашел нарушение санитарных норм или кассового обслуживания. Затем предлагает свои услуги за 20 000 рублей, а если владелец бизнеса отказывается, угрожает пожаловаться в налоговую, Роспотребнадзор, полицию, прокуратуру, Антимонопольную службу, Росприроднадзор, ассоциацию рестораторов и в суд. Что делать. Поблагодарить за внимательность и исправить нарушения, если они есть. Если же посетитель прямо требует деньги, нужно записать разговор на видео или диктофон и обратиться в полицию. Лучший вариант — запись с камер видеонаблюдения со звуком. В полиции так и говорить: «Прямо сейчас меня шантажируют и вымогают деньги», а пока наряд полиции едет, тянуть время. Некоторые предприниматели переживают: а вдруг вымогатель скажет под запись, что кафе занимается обналом, и полиция использует это в суде. Но слова вымогателя — это не доказательство против предпринимателя, а всего лишь его домыслы. Ни в коем случае нельзя платить вымогателю, потому что нет никаких гарантий, что он не придет за деньгами во второй и сотый раз.

Как у предпринимателей вымогают деньги
© Delo.modulbank.ru