Войти в почту

«Мы готовы к изменениям нормативов»

Дмитрий Крюков, руководитель направления по развитию ИТ-сервисов торговой марки RUBEZH (ТД «Рубеж»), стал одним из представителей бизнеса, кого организаторы форума пригласили выступить на форуме 100+ Forum Russia в Екатеринбурге с докладом по нишевой тематике. Речь идет об обзоре изменений в нормативной базе проектирования систем пожарной безопасности. В интервью журналу RUБЕЖ Дмитрий раскрыл основное содержание тезисов своего доклада. Цель принятия регламента очевидна. ЕАЭС, в том числе, обеспечивает свободное обращение продукции на территории нескольких государств. Противопожарное оборудование российских производителей представлено на рынках участников ЕАЭС. Но на текущий момент единого сертификата нет и быть не может, т. к. требования в каждой стране отличаются. Производители вынуждены вносить изменения в само оборудование, добавлять или убирать различные индикаторы, изменять конструкцию, исключать из приборов некоторые функции (например, охранную, из-за того, что понятие «охранно-пожарных приборов» в системе нормативного регулирования Белоруссии отсутствует). Новый регламент сделает наши страны ближе, обеспечит новую экономическую эффективность сотрудничества в рамках ЕАЭС. Конечно, есть и свои недочеты. 01.01.2020 вводится ГОСТ, на основании которого будет проводиться сертификация приборов управления пожарных. Он является наднациональным документом и применим для всех стран. А нормы проектирования, т. е. применения устройств, все еще остаются локальными. Соответственно, оборудование получает единый статус, а его применение остается разным. Например, в нормативных документах по сертификации в Белоруссии не прописано, что у пожарных приборов интерфейс РS-485 должен быть кольцевым. А в документах на проектирование прописано, что при длине интерфейса более 1 м и выходе за рамки поста охраны, его необходимо кольцевать. Встает вопрос — как быть с оборудованием? Если его сертифицировать на общих основаниях и не смотреть на нормы применения, то оно может формально не выполнять заявленных в той или иной стране требований. Со временем, мы надеемся, документоприменение станет единым. Но пока оно не таково. Вместе с ГОСТом на приборы мы ожидаем принятия новых сводов правил. Предварительная дата введения — 1 января 2020 года. На текущий момент есть проекты измененных сводов правил — СПВ, СПб, СПб. Сейчас они в проработке, к ним есть определенные вопросы, т.к. не все требования однозначно трактуются. Эти своды правил сугубо российские, для национального применения. Документы пишутся различными структурами, и подход к работе у всех разный. Например, новая редакция СПЗ, по сути, мало отличалась от базовой версии 2009 года. Есть сведения от регуляторов, что данный свод правил будет существенно переработан. Однако СП 5 изменился существенно. Он существенно изменяет количество датчиков на объекте, устраняет требования к их дублированию, как бы доверяя продукции производителей и не закладывая дублирование датчиков на случай несработки или ложного срабатывания. Одно из самых заметных изменений — пятый свод правил не делает разницы между адресными и неадресными датчиками, что ограничивает возможности технологического развития производителей и тормозит развитие рынка пожарной безопасности в целом. Преимущества адресных извещателей перед неадресными очевидны, и не разделять их, по моему мнению, будет неправильно. Общий тренд изменений в нормативных изменениях России, очевидно, нацелен на гармонизацию с европейскими. Тем более что некоторые национальные стандарты проектирования — например Белоруссии и Казахстана — уже сейчас более приближены к европейским нормам (ЕN54) и в чем-то даже опережают российскую нормативную практику. Для работы с этими государствами и проектировщикам, и производителям оборудования нужно быть готовыми к получению новых компетенций и корректировке подходов. Вот что произошло в сфере разработки нормативов — процесс стал открытым на стороне регулятора и приобрел все признаки диалога. Трудно себе представить еще несколько лет назад, а сегодня специалисты ВНИИПО уже вовсю сами собирают конференции, приглашают участвовать бизнес, производителей и предоставляют реальную возможность задать вопросы и высказать замечания. И на каждое замечание регулятор даст ответ или комментарий, в обязательном порядке. Сами компании получили возможность влиять на конечный результат нормативной работы. В том же ГОСТе на приборы было объявлено и проведено заочное голосование по изменениям в стандарте среди компаний-производителей. Подчеркну этот важнейший сдвиг в психологии регулятора — он начал учитывать в своей работе мнение тех, кому предстоит работать по будущим нормам. Если посмотреть сводку отзывов, в ней отражено мнение таких корпораций, как «Газпром», «Роснефть» и многих производителей оборудования. Все участники ТК-274 «Пожарная без-опасность» получают такую рассылку. Общий вывод — регуляторы нас пытаются услышать и даже вроде бы слышат. И как бы им это не было непривычно, коллеги из ВНИИПО впустили в себя информацию от бизнес-структур, осмыслили ее и дали обратную связь. У компаний появилась надежда на то, что они смогут реально влиять на рынок пожарной безопасности, в положительную сторону. Если посмотреть на две редакции Свода правил, то обновленный документ имеет ряд особенностей. Он, по сути, разделен на три документа — правила проектирования систем пожарной сигнализации, правила по системам пожаротушения и перечень зданий, которые подлежат оборудованию указанными системами. Все изменения описывать не буду, настолько они многочисленны. Могу сразу предложить вывод о том, как изменится рынок в результате принятия новых редакций СП. Он поменяется в сторону ужесточения требований и дальнейшего повышения безопасности объектов. Со слов разработчиков, при разработке новых норм учитывался опыт всех ведущих мировых практик — европейских ЕN54, американских ИГРА и так далее. Также учитывались национальные особенности рынков — в частности жесткие требования для России прописаны сразу, не подразумевая влияния страховых компаний (которого сейчас на рынке и нет). Например, есть жесткое требование к устойчивости линии к единичным неисправностям. Прописано наличие изоляторов для защиты от коротких замыканий: теперь после определенного количества устройств необходимо ставить такой изолятор. Причем конфликта бизнес-интересов и нормативов здесь не возникает. Как показывает практика, их ставили и так, но теперь это закреплено нормами. Свод правил говорит, если мы хотим использовать монтажный аксессуар — коробка, шкаф или фитинг-крепление, то он должен быть прописан в паспорте устройства, т. е. устройство сертифицируется совместно со всеми аксессуара-ми, с которыми его можно применить. С этим связаны определенные ограничения — сегодня проектировщики нередко устанавливают оборудование в металлические шкафы. Чтобы это можно было сделать, потребуется эти шкафы прописать в паспорте на устройство. И если производитель забудет что-то прописать в паспорте, то придется заново проходить сертификацию с добавлением этих шкафов. Возможно, это подтолкнет рынок к появлению комьюнити производителей, которые начнут производить согласованный пул аксессуаров. Рынок изменится незначительно, те позиции, которые сейчас есть у компаний, скорее всего, сохранятся. Есть пункты, которые одним выгодны, другим невыгодны, и наоборот. В частности, запрет на совмещение функции охранно-пожарной сигнализации. В целом производители шлейфовых приборов не очень этим довольны, им придется менять паспорта и документацию. Но ведь в итоге увеличится количество приборов на объекте, вместо одного будет два. Увеличится и количество изоляторов в линиях. Это может компенсировать снижение минимального количества извещателей в помещении. Одно из новых требований — ограничение количества извещателей, не более 512 на один приемно-контрольный при-бор, если нет у него защиты от системной ошибки. Тут до сих пор идут споры среди производителей, насколько это необходимо. Поскольку такую опцию содержит оборудование только одного производителя, регулятор взял ее как лучшую практику, но не отразил общего положения на рынке. При этом маловероятно, что лидерство на рынке среди компаний в результате всех изменений поменяется. Благодаря диалогу бизнес может участвовать в разработке нормативов, учитывая свои интересы. А регулятор, в свою очередь, решает собственную главную задачу — повышение безопасности объектов. Нормативные коллизии стали вызовом для производителей. Никто не хочет ничего менять в своем оборудовании. У всех ограниченные ресурсы. Долгое время однозначно не было понятно, сколько у производителей будет времени на внесение изменений в устройства и прохождение сертификации. Теперь понятно, что с 1 января документ будет опубликован и на сертификацию будет отведено полгода. Никто не хочет нести дополнительные расходы. На той же конференции во ВНИИПО многие пытались от этого уйти и повлиять на регулятора, уговаривая его не вносить изменений, что якобы это не влияет на безопасность. Но мы солидарны с регуляторами. Путь НПК «РУБЕЖ» — ориентирование своей продукции на соответствие нормативам европейских стран, несмотря на их жесткость по сравнению с российскими. Мы к изменениям готовы. Дмитрий Скутин, координатор деловой программы 100+ Forum Russia: Дмитрий Крюков руководитель отдела развития ТД Рубеж примет участие в VI международном форуме высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia, который пройдет с 29 октября по 1 ноября в Екатеринбурге. Основная тема форума в этом году «Город будущего». В программе более 80 деловых мероприятий. На форуме Дмитрий выступит по теме: «Пожарная безопасность. Радикальное изменение в нормативных документах, вступающих в силу 01.01.2020 г.» в сессии «Противопожарная защита высотных зданий, многофункциональных комплексов и уникальных объектов. Практические аспекты». Эта тема весьма актуальна для обеспечения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017). В ближайшие годы необходимо внести изменения более чем в 100 нормативных документов. Первые изменения в них вступят в силу уже в январе 2020 года, и очень важно обсудить их с профессиональным сообществом до вступления их в силу. Это позволит обеспечить своевременный переход к новой нормативной базе и повысить пожарную безопасность на объектах с массовым пребыванием людей. 100+ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ГОРОДОВ - место конструктивного диалога с представителями власти, бизнеса и научных организаций, российскими и зарубежными экспертами в сфере уникального и высотного строительства. +7 (343) 302-20-03 +7 (495) 003-02-03 ds@forum-100.ru

«Мы готовы к изменениям нормативов»
© RUБЕЖ