Войти в почту

Директор службы информационных технологий и связи ГУП «Мосгортранс» Дмитрий Ерзамаев в программе «Город дорог» . 10.10.19

А.КАПКОВ: 13 часов 5 минут. Всем здрасьте, дорогие друзья. Это программа «Город дорог». Меня зовут Александр Капков. Ближайшие 25… 24, если уж быть точным, минуты проведем вместе с вами. Будем говорить о вопросах транспорта, дорог и околодорожных темах. По традиции, делаем это с самыми компетентными гостями. У нас в гостях сегодня директор службы информационных технологий и связи ГУП «Мосгортранс» Дмитрий Ерзамаев. Дмитрий, здравствуйте. Д.ЕРЗАМАЕВ: Здравствуйте, Александр. Здравствуйте, радиослушатели. Рад снова быть в этой студии. Надеюсь рассказать про те новинки и технологии, которые есть в «Мосгортрансе» в части пассажирских сервисов, и немного рассказать о транспорте Москвы. А.КАПКОВ: Позвольте шутку? Кто вселил вам эту надежду? Именно для этого мы и собираемся, дорогие друзья. Так что давайте подключайтесь. Наши контакты прежние. Если есть комментарии и интересные вопросы, пожалуйста, задавайте их. +925-8888-94-8 это смс, можете писать нам в Telegram govotirmskbot. Но прежде мы дадим небольшое такое содержание того, о чем мы сегодня поговорим, а стало быть, о том, что нового произошло в последнее время у вас. Рассказывайте. Д.ЕРЗАМАЕВ: Этот рассказ можно продолжать бесконечно. Но хотелось бы сказать про основные пассажирские сервисы. Не про весь «Мосгортранс». Потому что само предприятие — это европейский лидер, и в год мы перевозим больше полтора миллиарда пассажиров, то есть ежедневная нагрузка — это миллионы пассажиров. Это слаженный механизм, мы в городе практически монополисты. Но есть еще коммерческие перевозчики. Об этом всем, и о пассажирских сервисах, которые мы предоставляем нашим пассажирам, жителям и гостям столиц, сегодня расскажу по порядку. Первое, о чем хотелось бы рассказать, это табло прибытия на остановочных павильонах, их сейчас порядка тысячи уже установлено в городе. А.КАПКОВ: Они нам уже знакомы. Д.ЕРЗАМАЕВ: Программа благоустройства продолжается. Где-то по письменным обращениям жителей Москвы, где-то по программам обновления городской улично-дорожной среды, эти табло появляются и дают возможность любому пассажиру на той остановке, где он находится, видеть прогноз по прибытию транспортного средства, как по маршрутам «Мосгортранса», так и по маршрутам перевозчиков, которые ездят по новой транспортной модели в Москве. А.КАПКОВ: Дмитрий, можно вопрос вот здесь? Если мы возьмем сто процентов всех остановочных комплексов, по-русски давайте, всех остановок… Д.ЕРЗАМАЕВ: Мы приближаемся к показателю где-то 10 процентов. То есть на каждой десятой остановке такое табло есть. А.КАПКОВ: Закономерный вопрос отсюда: на каждой ли остановке нужно, необходимо устанавливать вот этот табло? Д.ЕРЗАМАЕВ: По потребности пассажира, на любом остановочном павильоне у пассажира есть желание понять, через сколько будет подвижной состав — автобус, электробус, трамвай, любое транспортное средство, а также спланировать маршрут. Поэтому на тех остановках, где нет табло стационарного, к которому уже привыкли горожане и хотят увидеть такое же, мы всегда предлагаем использовать электронные варианты этого табло, в том числе в мобильном приложении Мосгорпасс. А.КАПКОВ: Позвольте минутку лирики. Как было в моей юности: вышел на остановку, смотришь туда далеко. Если приходил на остановку 745-го, видно было далеко. То есть ты понимаешь, что если его там на горизонте нет, то ты две остановки до метро быстрее дойдешь. Если приходил на 233-й, он из-за поворота выезжал, вот там не поймешь, успеешь ты дойти до метро или нет. Ты такой: вроде стартанул с остановки, а он раз и выехал. Это я к тому, что раньше было как, а сейчас ты совершенно точно знаешь, где он находится и через сколько он у тебя будет. Д.ЕРЗАМАЕВ: А самое главное, что можно спланировать, через сколько надо выйти, чтобы на остановке не стоять, не ждать и не всматриваться вперед. То есть полностью планирование своей поездки. Причем это поездка мультимодальная, когда пассажиры ездят на разных видах транспорта, в том числе рельсовых — метро, и тарифная политика города за последние годы как раз направлена на то, чтобы вот эти две последние остановки, которые раньше жители города и пассажиры могли пройти пешком, они более комфортно проезжали на транспорте, который прогнозируемо приехал на остановочный павильон, находящийся рядом с жилым домом или точкой, куда необходимо приехать. А.КАПКОВ: Я немножко потерялся. Но ведь запланировать это из дома невозможно, потому что ты не видишь табло? Тебе нужно приложение, телефон. Д.ЕРЗАМАЕВ: Всё верно. Для этого любой современный смартфон на операционных системах Android или iOS имеет мобильное приложение, их несколько в Москве. Основное для нас — это Мосгорпасс… А.КАПКОВ: Мосгорпасс. Там русскими буквами или английскими надо заводить? Д.ЕРЗАМАЕВ: Можно и так, и так. Приложение является мультиязычным. Оно направлено на пассажиров, в больше степени перемещающихся по улицам и улично-дорожной сети города. И это наше ключевое отличие от других приложений транспортного комплекса. В приложении очень много информации туристического характера, к различным мероприятиям, проводимым в городе. Допустим, к чемпионату мира по футболу туда была размещена подробная информация о всех точках, приложение было переведено на пять дополнительных языков, для того чтобы снять барьер с иностранцев и сделать транспорт более доступным. Ну и конечно, основная функция навигации, в том числе с прогнозируемым временем, необходимым для пешего попадания на остановку, это все в приложении есть. А.КАПКОВ: Пополнить карту «Тройка» можно там? Д.ЕРЗАМАЕВ: Конечно. Причем так же, как и на iPhone, назовем это так, где есть удаленное пополнение, так и с большим функционалом на Android-телефонах, где с функцией NFC можно любую карту, включая социальную карту студентов, школьников, пополнять прямо дома, не обращаясь ни в какой традиционный канал — это кассы старого образца, так и в какие-то современные каналы в виде автоматов по продаже билетов или агентской сети. Просто там, где есть интернет и Android-телефон, можно это сделать в приложении Мосгорпасс, прямо сидя в студии. А.КАПКОВ: Я все смотрю в прошлое, не знаю, почему. Мне кажется, надо уже перестать какие-то такие взгляды… но я просто вспоминаю будку, где я покупал раньше билет. А сейчас в Москве остались такие будки? Или сейчас уже нет необходимости в этом? Д.ЕРЗАМАЕВ: Да, их осталось минимально необходимое количество, которое обеспечивает практически каждый жилой район такой точкой, для какой-то категории пассажиров… А.КАПКОВ: Для меня, для динозавров. Д.ЕРЗАМАЕВ: Обращение в традиционный канал осталось востребованным. Хотя мы всячески за последние пять лет развиваем агентские сети и дистанционные каналы пополнения билетов, в том числе снятие барьера для иностранцев путем введения оплаты по PayPass на всех маршрутах «Мосгортранса». Поэтому, да. А.КАПКОВ: Слушатели пишут, что да, пользуются, не стоят из-за этого на остановках, точно знают, когда выходить, и рассчитывают свое время. Тут много таких сообщений, я не зачитываю какое-то одно конкретное. Но отзыв есть, и я смотрю, пока не пришло ни одного негативного. Если есть конструктивные предложения, присылайте, пожалуйста. Вопрос по поводу приложения у меня был. А потом хочу вернуться все-таки к табло. По поводу приложения — хочу внести предложение в ваше приложение. Д.ЕРЗАМАЕВ: У нас есть форма обратной связи, там можно написать, во-первых, замечания к самому приложению, а также предложения по функционалу. Мы открыты. А.КАПКОВ: Если на эту карту перенести какую-то, допустим, познавательную составляющую. Это возможно? Это интересно? Д.ЕРЗАМАЕВ: Познавательная составляющая на данный момент уже реализована в виде десяти экскурсий по Москве, включая пешие экскурсии и экскурсии с использованием общественного транспорта. Данный функционал будет развиваться. На данный момент десять экскурсий. Также есть вся необходимая информация о культурных объектах, о точках притяжения. А.КАПКОВ: Чуть-чуть поподробнее. Как выглядят эти десять экскурсий? Я захожу в это приложение, там они разбиты по каким-то темам… Д.ЕРЗАМАЕВ: Запускаете аудиоэкскурсию и, используя какую-то гарнитуру или наушники, передвигаясь по маршруту, слушаете комментарии, куда вам нужно посмотреть, слышите необходимую информацию о том или ином историческом объекте. А.КАПКОВ: Честно, фантастика! И он говорит: сядьте на 21-й маршрут, сейчас мы проедем две остановки… пока мы едем, он может рассказать, что справа, что слева, выходите, да? Д.ЕРЗАМАЕВ: Да, все верно. В том числе можно установить будильник на выход, а также воспользоваться социальной сетью «На транспорте» и поговорить с кем-то, находящемся в том же автобусе или трамвае, просто передвигаясь эти две остановки от дома до метро. А.КАПКОВ: А есть какие-то экскурсии, которые связаны непосредственно с «Мосгортрансом»? О чем я говорю: легендарный маршрут, какие-то легендарные личности. Я понимаю, что это достаточно узкопрофильно, но тем не менее, общественный транспорт — это значимый герой города. Герой в смысле как образ, я имею в виду, не герой-супермен. Д.ЕРЗАМАЕВ: Все верно. В рамках экскурсий мы такого пока не реализовали. А.КАПКОВ: Вы скромные, наверное, просто. Д.ЕРЗАМАЕВ: Но в части продвижения и рассказов про уникальности и какие-то текущие состояние «Мосгортранса», это происходит на разных площадках в течение года. У нас есть парад трамваев, у нас есть день московского транспорта, у нас есть различные фестивали, велодвижение, мотодвижение. Поэтому везде мы говорим о том, как развивается транспорт и как комфортно им сейчас становится пользоваться, потому что на данный момент у нас самый молодой в Европе парк автобусов, трамваев, электробусов. Соответственно, когда качество перевозки настолько высоко, встает вопрос о качестве дополнительных сервисах, то, что добавляет ценность услуги и в целом повышает лояльность пассажиров и удовлетворенность от пользования наземным транспортом. А.КАПКОВ: Как я и обещал, давайте вернемся к мониторам, которые установлены на остановочных комплексах. На данный момент, если я правильно понимаю, эти мониторы односторонние, они лишь выдают тебе информацию. Да, полезную, но я не могу с ними общаться. Сегодня мы прекрасно понимаем, что это возможно элементарно. У меня нет по какой-то причине приложения, либо я не пользуюсь, либо вера мне запрещает скачивать приложения. Я подхожу к остановочному комплексу и, согласитесь, было бы удобно, если бы я мог получить временный доступ к подобному, как в приложении, функционалу. То есть на остановочном комплексе стоит монитор, с которым ты можешь общаться. Ты забиваешь туда все, что тебе нужно. Он, как и прежде, показывает тебе, какой маршрут, через сколько приедет, но точно так же бы смог забить маршрут, построить его, посмотреть, где ты можешь пересесть, сколько ты потратишь на это времени, и выбрать оптимальный для себя номер рейса, грубо говоря. Д.ЕРЗАМАЕВ: Все верно. Такие варианты решения вспомогательных навигационный пилонов, они существуют. В Москве мы тоже имеем порядка 15 остановок, где автомат по продаже билетом совмещен с табло прибытия. И вероятно, будем тестировать технологии взаимодействия с пассажиром. Но в любом случае, это будет не более 50 процентов от общего количества остановок. У нас оно достаточно большое в городе. И мы все-таки ставим на современные IT-технологии, на дистанционные технологии, и призываем всех пользоваться мобильными приложениями в своих смартфонах, которые есть у каждого свой, тот, который вам нравится, в той форме, в которой вам комфортно использовать такого помощника. А.КАПКОВ: Возможно, подобная установка… я понимаю, на улице наверняка сложнее это сделать — и погода, и хулиганы, и все остальное. А если, например, сделать их в автобусах? Как в метро? Д.ЕРЗАМАЕВ: Внутри автобусов у нас уже сейчас есть программа, которая позволяет при получении новых автобусов получать и медиапанели в составе, и в новых трамваях. Данные медиапанели позволяют отображать различную информацию, в первую очередь она связана с навигацией по маршруту, вспомогательная информация, позволяющая увидеть текущее расположение автобуса или трамвая, сколько надо до конкретной остановки ехать, прогноз прибытия динамический, что позволяет пассажиру точно знать, когда ему нужно выходить, что является основной функций. Также в дополнение, пока транспортное средство движется по маршруту, туда можно вводить различную информацию. Как правило, это также точки притяжения, то есть по направлению маршрута есть различные объекты, информация о которых вводится. Мы всячески аудио и видео промотируем правильную культуру финансовой дисциплины, чтобы люди оплачивали проезд. Особенно после снятия всех турникетов возникло у некоторых не совсем корректное чувство, что прислонять карту уже не надо, потому что барьер снят. Вплоть до того, что пенсионерам приходилось объяснять, что валидация их социальной карты, которая не несет для них финансовой составляющей, она для города важна, потому что мы таким образом видим, где едет пассажир, и можем эту поездку компенсировать, обращаясь в свои органы исполнительной власти. А.КАПКОВ: То есть это аналитика как минимум для вас? Д.ЕРЗАМАЕВ: Как минимум, да. Плюс функция финансового контроля. Поэтому такая информация также выводится на табло. Информация различного социального характера и плюс, естественно, какой-то развлекательный контент, допустим, к чемпионату мира по футболу даже была обеспечена демонстрация каких-то лучших моментов в играх, которые были в нашей стране, в частности, в Москве. А.КАПКОВ: Вопрос от слушателей. Виталий задает: «А вы лидеры в мире или есть, на кого равняться? Какие следующие шаги в технологизации?» Мы услышали, что да, у нас действительно один из лидирующих рынков по общественному транспорту. Но так если посмотреть в целом на весь мир: на нас равняются или нам есть у кого что подсмотреть? Д.ЕРЗАМАЕВ: Я считаю, что в мире всегда есть, на что посмотреть и что показать самим. Поэтому здесь скорее идет обоюдный обмен знаниями, опытом, потому что каждый город, каждый мегаполис уникален и состоит не только из общественного транспорта, а из ряда транспортных служб и сервисов, которые вместе дают те показатели по среднему времени перемещения и так далее, по которым оценивают уже города. Надо сказать, что в целом не хотелось бы сейчас приоткрывать какие-то предварительные планы и рассказывать о том, что так или иначе ждет Москву, но в целом по миру есть несколько трендов, которые направлены на дистанционные медосмотры, на системы помощи водителю, на искусственный интеллект и автопилоты. И, наверное, в той или иной степени когда это будет опробировано, в том числе в российских условиях оттестировано на безопасность и принято как готовое решение, оно так или иначе будет появляться у нас. Но сейчас об этом говорить точно рано. А.КАПКОВ: Вы хорошую тему затронули. Мы же очень много, когда говорим про общественный транспорт, уделяем внимание пассажиру. Мы понимаем, это главная цель общественного транспорта — безопасно, комфортно, эффективно довести человека из точки А в точку Б. Но не стоит забывать, что технологии общественного транспорта, в том числе смотрят, во-первых, на технику, а во-вторых, еще и касаются плоскости работника общественного транспорта. Я имею в виду… элементарный вопрос: водители, когда сели в электробус, ну просто это как пересесть с чего на что? Это легче? Это сложнее? Д.ЕРЗАМАЕВ: Сложно сказать. Я на электробусах не пробовал ездить. Хотя у меня есть открытая категория D, я умею водить автобус. Мне кажется, это всяко по-новому, потому что электротяга, это касается не только электробусов, но и электрических машин, она позволяет давать нагрузку одновременно на все четыре колеса и, допустим, скорость разгона топовых электрокаров сильно меньше, это до 100 километров, чем у любого аналога бензинового. А.КАПКОВ: Сильно быстрее. Д.ЕРЗАМАЕВ: Да, сильно быстрее. Сильно меньше секунд. Поэтому какие-то отличия, безусловно, есть. Но с точки зрения комфорта, это, во-первых, уменьшение шума и отсутствие каких-либо запахов от продуктов горения. Это современный подвижной состав, который в первую очередь низкопольный, позволяет абсолютно всем пассажирам, даже особенной группе пассажиров, с легкостью осуществлять посадку-высадку. Это возможность видеть любую информацию по маршруту следования, как находясь вне автобуса, так и внутри него. А также системы, которые направлены на безопасность. То есть, есть внутренние камеры, есть камера, которая смотрит на водителя, смотрит на пассажиров, и в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций — ДТП или просто какой-то неразберихи в автобусе — мы всегда можем посмотреть и сделать заключение, что же произошло, кто был виноват. А.КАПКОВ: Вас благодарят за интернет в автобусах. Два таких сообщения было, поэтому имена не называю. А я хочу пожаловаться на ваш интернет. Автобусы все время воруют у меня интернет. Это, конечно, больше сарказм. Я объясню. Едешь в автомобиле когда, и тебе нужно что-то посмотреть, рядом проезжает автобус и телефон сразу к нему подсоединяется. Д.ЕРЗАМАЕВ: Я знаю, как это можно исправить. А.КАПКОВ: Расскажите, пожалуйста. Я сейчас закончу коротко для тех, кто, может быть, не в курсе. Едешь в автомобиле, у тебя работает телефон, ты что-то делаешь — мимо проехал автобус, Wi-Fi сразу подключился. Но он же не дает тебе связь моментально, нужно пройти этот процесс верификации и только после этого идет подключение. Д.ЕРЗАМАЕВ: Если у вас есть подписка платная, вы не смотрите рекламу, а сразу пользуетесь услугами. Но если у вас такого нет, вы, как правило, смотрите рекламные ролики, потом получаете доступ к интернету. Такое отключение возможно: для этого надо скачать мобильное приложение Mt Free и там выбирается возможность авторизации или неавторизации в наземной сети дополнительно. Если вы, допустим, отдельно, как правило, это делаете, находясь в метрополитене. А.КАПКОВ: То есть, еще раз мне, чтобы понимать, он элементарно не будет автоматом подключаться к автобусу… Д.ЕРЗАМАЕВ: Ваш телефон, когда вы едете на машине, на самокате, просто идете пешком, к проезжающему автобусу подключаться не будет до того момента, когда вы сами захотите это сделать вручную. А.КАПКОВ: Так. Mt Free приложение, скачать. Моя проблема решена. Д.ЕРЗАМАЕВ: Что касается Wi-Fi сети, у нас на данный момент порядка тысячи «умных» остановок», и весь подвижной состав оборудован Wi-Fi сетью, сеть бесшовная, то есть, находясь на остановочном павильоне и пользуясь услугами интернета, переходя в автобус, сохраняется сессия. Можно вплоть до того смотреть ролики, социальные сети, ролики, какие-то видеоролики это, как правило, основной, топовый контент. И с начала года воспользовалось уникальных пользователей устройств это более 7 млн, а общее количество авторизации, пользования 50 и более, то есть десятки миллионов штук. А.КАПКОВ: У меня было впечатление, что раньше сессии прерывались по прошествии определенного времени. Не могу сейчас утверждать это про «Мосгортранс», было в метро, как мне казалось. То есть ты заходишь на конечной остановке, подключаешься, ты проезжаешь ровно до «Петровско-Разумовской», тебе нужно опять переподключаться. В «Мосгортрансе» что-то такое было, есть или я ошибаюсь? Д.ЕРЗАМАЕВ: Не могу прокомментировать про метрополитен. Про «Мосгортранс» у нас регулярно, раз в месяц, по факту отчетного периода, так как нам партнеры оказывают эту услугу, есть дополнительная проверка качества. Мы делаем выездные мероприятия, замеряем разные показатели, включая скорость на пассажиров, скорость на подвижной состав, авторизация, возможность авторизации. Как правило, в течение перемещения по маршруту «Мосгортранса» у пассажира не возникает рекламы. Отдельные случаи, если у такое у кого-то возникает, обращайтесь. У нас есть различные формы обратной связи, пишите. Мы все эти случаи рассматриваем и ведем отдельную работу, если требуется. А.КАПКОВ: Очень много вопросов про Wi-Fi сейчас посыпалось. «Откуда берет автобус Wi-Fi?» Но самый часто встречающийся: «Когда уже будет Wi-Fi без верификации?» Это вообще возможно? Д.ЕРЗАМАЕВ: Wi-Fi без верификации? Конечно, возможно. В принципе, это есть и сейчас. Получается, что верификации нет, вы смотрите какие-то ролики и получаете бесплатно доступ. А.КАПКОВ: А что мы называем верификацией? Мы же когда заходим, каждый раз регистрируем устройство, с которого мы заходим, будь то планшет, телефон или еще что-то. Д.ЕРЗАМАЕВ: Если под верификацией имеются в виду те платные услуги, которые оказывает наш партнер «Максима телеком», то это, безусловно, плюс. Мы можем, вот, например, я, когда спускаюсь в метрополитене, мне необходимо проехать две станции. А за эти две станции я успеваю, так как у меня есть платная подписка, которую я сам себе купил, я успеваю, не отсматривая рекламу, успеть поработать, отправить какие-то e-mail и выйти по городу и продолжить движение по маршруту. Такая верификации есть и позволяет достаточно быстро и без рекламы все это видеть. А.КАПКОВ: И она, конечно, не раздражающая. «Доступная среда» для слабовидящих — это тот момент, который имеет огромную социальную важность, степень значимости. И я знаю, что вы в этом направлении тоже постоянно развиваетесь. У нас буквально минутка есть для этого, давайте поговорим. Д.ЕРЗАМАЕВ: Да. Мы всегда относимся с пристальным вниманием ко всем нашим пассажирам, особенно к выделенной группе. Поэтому повторюсь, что касается автобусов, почти сто процентов подвижного состава низкопольные, то есть можно перемещаться достаточно комфортно. Плюс на данный момент порядка тысячи автобусов оборудованы специальными системами, динамиками, которые позволяют этим пассажирам дополнительно получать навигационные, мотивационные сообщения: это номер маршрута и конечная станция, при прибытии автобуса на остановку. На данный момент такие автобусы ездят по социально значимым маршрутам, повторюсь, их порядка тысячи. И в дальнейшем мы смотрим как на развитие этой технологии, так и на переход уже в более персональные истории с использованием мобильных приложений. А.КАПКОВ: Дорогие друзья! Совсем закончилось время. Я благодарю всех тех, кто писал вопросы. И конечно же, говорю спасибо нашему гостю. Директор службы информационных технологий и связи ГУП «Мосгортранс» был у нас в гостях. Дмитрий Ерзамаев, спасибо вам большое. Меня зовут Александр Капков. Это была программа «Город дорог». Всем счастливо. Пока.