Войти в почту

Специфика российского рынка больших машин: запрос на универсальность и высокую мощность

О том, где искать выход из сложившейся ситуации, рассуждает Ангелина Горшкова, менеджер по продвижению тракторов John Deere в СНГ. А что у них? Когда сравнивают российский рынок сельскохозяйственной техники с западным, то чаще всего подчеркивают различие в оснащенности – например, по тракторам этот показатель в России составляет 2 единицы на 1000 га пашни, тогда как в США он равен 25 тракторов на ту же площадь, а в Германии – 60 тракторов. Действительно, цифры разительно отличаются, но их нужно рассматривать через призму специфики аграрного сектора. Если в Европе или в США его основу составляют фермерские хозяйства, то движущей силой агросектора в России выступают крупные агрохолдинги, обрабатывающие огромные площади. Отсюда и другая пропорция: если, скажем, у шестидесяти фермерских хозяйств есть запрос на шестьдесят тракторов малой и средней мощности, то агрохолдингу, обрабатывающему такие же площади, как эти хозяйства, будут нужнее не шестьдесят маломощных, а - пять высокомощных тракторов. Другое ключевое различие заключается в отсутствии развитого вторичного рынка сельхозтехники в России. В Европе техника работает в среднем 3 – 6 лет, после чего фермер ее продает и покупает новую. В России ситуация с модернизацией гораздо сложнее. Во-первых, техника работает на износ: по данным Минсельхоза, один зерноуборочный комбайн обрабатывает 800 – 900 га за сезон, что в три раз выше установленных нормативов. Соответственно, машины рано вырабатывают свой ресурс, но при этом продолжают использоваться. Даже техника, которая уже не справляется со своими задачами в силу изношенности, не отправляется на продажу, поскольку цена будет слишком низкой. Вместо этого она перенаправляется на другие работы, где не требуется полных мощностей. Если же решение о продаже все-таки принимается, то машина отправляется на капитальный ремонт, что напрямую влияет на ее стоимость. В итоге в Европе основу спроса составляют универсальные машины средней мощности, которые способны работать на всех участках фермерского хозяйства – в поле, на транспортировке и даже на кормозаготовке. В России есть такой же сильный запрос к универсальности, но одновременно с ним востребована и высокая мощность – нехватка машин и невозможность частой модернизации машинного парка заставляет покупать более мощную технику, которой хватит для обработки больших площадей. Большая техника – большие инвестиции Покупка крупной техники требует крупных инвестиций. Когда аграрии задумываются об этих капиталовложениях, начинаются сложности. Необходимо спрогнозировать очень многое – каким будет урожай, на каком уровне окажутся закупочные цены, каковы будут колебания курса, спрос и так далее. Без этой информации принять решение достаточно сложно в силу опасений, что инвестиции не окупятся, а просчитать все это наперед крайне сложно, если вообще возможно. Раньше в этой ситуации решающим фактором практически всегда выступала цена. Однако сегодня представители агросектора ищут возможности, чтобы сочетать в своем машинном парке более доступную технику с более современной и надежной где используются новейшие технологии. Поэтому на смену подходу «цена решает» приходит новая стратегия: аграрии начинают просчитывать рентабельность техники в долгосрочной перспективе. Они принимают во внимание не только закупочную цену, но и стоимость, качество и доступность сервисного обслуживания, а также возможные потери от простоев в случае выхода машины из строя. При таком подходе часто выходит, что более дорогие модели оказываются более выгодными, поскольку реже ломаются, отличаются более высоким качеством выполнения работ, включают постпродажное обслуживание и так далее. Кроме того, новейшая техника предполагает и включенные технологии – прежде всего это навигация, а часто машина сразу же включена в систему обмена данными, что позволяет использовать ее для решения задач точного земледелия. Иными словами, клиент, приобретая машину, получает готовое комплексное решение. К тому же, поскольку речь идет о мощной технике, у таких моделей есть дополнительное преимущество в том, что они выдают заявленные производителем показатели: купив 320 лошадиных сил, клиент именно столько и получает. Минимизацию потерь мощности обеспечивает продуманная конструкция – модели низшего ценового сегмента далеко не всегда могут этим похвастаться. Машина – друг человека Безусловно, запрос на мощную технику останется актуальным в ближайшие годы, но одновременно с ним все востребованнее будут решения для точного земледелия. По оценкам Goldman Sachs, применение таких технологий позволит увеличить производительность мирового сельского хозяйства на 70% к 2050 году. Пока еще не везде существует инфраструктура для их использования, но она постепенно развивается, в том числе и в России. Ведущие производители уже предлагают технику, способную работать по методам точного земледелия, но сдерживающим фактором пока еще выступает недостаточная обеспеченность российских регионов связью надлежащего качества. Тем не менее, в тех хозяйствах, где есть надежный сигнал, удается обеспечить точность навигации техники до двух сантиметров, причем не только тяговой машины, но и прицепа, если он оснащен соответствующими датчиками. Речь не идет о беспилотной технике – пока что это вопрос будущего, причем не самого ближайшего. Однако технологии точной навигации позволяют снять нагрузку с оператора. Это особенно важно на тяжелых работах, где требуется дополнительное внимание к вождению, что не всегда позволяет должным образом контролировать качество выполнения сельхозработ. Снимая часть нагрузки с оператора, управление такой техникой одновременно предъявляет дополнительные требования к его квалификации. Снижается влияние человеческого фактора, но требуется, чтобы тот, кто управляет трактором или комбайном, знал, как и в каких режимах работает машина, с какой рабочей скоростью и с какими оборотами двигателя нужно выполнять сельхоз операцию. Получается слаженный тандем человека и техники, который пока что показывает себя гораздо лучше беспилотного варианта – машина страхует человека от ошибки, а человек при должной квалификации раскрывает возможности машины по максимуму. Так что беспилотная техника придет в российские хозяйства нескоро, а вот мощные и универсальные машины с технологиями точного земледелия – это реалии даже не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня. (Автор: Ангелина Горшкова, менеджер по продвижению тракторов John Deere в СНГ).

Специфика российского рынка больших машин: запрос на универсальность и высокую мощность
© АГРОXXI