Войти в почту

Правила дорожного движения могут изменить после 2022 г. для полноценного использования беспилотников (интервью)

Летом 2019 г. в Москве начался эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Сейчас таких авто уже 30, к концу 2019 г. их число увеличится до 100, а к 2021 г. - до 1 тыс. единиц. О том, как будет расширяться зона проведения эксперимента, о создании системы мониторинга состояния дорог, а также о внесении в правила дорожного движения (ПДД) изменений, регулирующих использование беспилотного транспорта, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Елене Демиденко рассказал вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко. Елена Демиденко (Е.Д.): В мае было анонсировано появление в 2021 г. системы мониторинга состояния дорог с помощью дронов. В чем ее суть? Евгений Белянко (Е.Б.): Данный проект предполагается реализовывать в рамках создания национального массива автомобильных данных телематической платформы «Автодата». Одним из направлений ее применения и может стать сбор информации о качестве дорог. Но передавать ее будут не только дроны, но и интеллектуальные системы видеонаблюдения, объекты инфраструктуры, а также сами автомобили. К примеру, в одном и том же месте несколько машин попали колесами в яму. Данные об этом поступят в единую информационную систему, а далее - заинтересованным службам. В настоящее время данные о качестве дорог собираются, но они низкого качества, поскольку поступают зачастую от одного источника, а не от многих. К примеру, если один автомобиль наехал на неровность и просигналил об этом, то эту информацию нельзя считать достоверной - причиной сигнала мог стать неисправный датчик. А новый формат мониторинга позволит совершенно по-другому взглянуть на качество дорог, поскольку в режиме реального времени можно будет отслеживать данные от многих источников. И это точно будут не случайные события, а объективные данные. Подрядчикам, которые призваны контролировать состояние дорожного полотна, некуда будет даваться - они в любом случае будут знать о проблеме. Е.Д.: На какой стадии реализации находится проект? Когда и где можно ожидать пилотных испытаний его подпрограмм, в том числе и мониторинга дорог? Е.Б.: Большой инфраструктурный проект «Автодата» был запущен в конце сентября. До конца года начнется реализация ряда пилотных проектов по использованию больших данных в городской среде, в том числе на территории Москвы и Курской области. Мы пока не знаем последовательность реализации проектов, в частности, программы по мониторингу качества дорог, но с технологической точки зрения есть все предпосылки к внедрению программы мониторинга на территории регионов. Е.Д.: Беспилотные автомобили уже несколько месяцев ездят в Москве. Можно ли уже говорить о каких-то промежуточных результатах эксперимента? Е.Б.: Пока еще рано. Но сейчас стоит задача - обучить искусственный интеллект взаимодействию с другими участниками дорожного движения. Однако до конца 2019 г. количество регионов тестирования беспилотных автомобилей увеличится. Помимо Москвы это будут Московская, Самарская, Владимирская, Нижегородская Ленинградская области, Санкт-Петербург, Чувашская Республика и Краснодарский край. Е.Д.: Там тоже будут беспилотники «Яндекса»? Е.Б.: К тестированию могут подключиться и другие разработчики, которые находятся в тех регионах. Свое намерение тестировать беспилотники обозначили КамАЗ, Volvo и Scania. Есть беспилотные автомобили у МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет - прим. Агентства «Москва»), группы «ГАЗ», а также конструкторского бюро «Аврора». Е.Д.: А машины разных производителей смогут взаимодействовать друг с другом? Е.Б.: Представители компании «Яндекс» говорят, что их беспилотники полностью автономны. Они распознают друг друга, но как они будут коммуницировать с другими машинами, пока не совсем понятно. Единого стандарта связи нет. Правда, существует технология V2X, которая позволит общаться любым транспортным средствам, не только беспилотным. Она сейчас тестируется на опытных полигонах, в частности - на полигоне НАМИ под Дмитровом. Он уже модернизирован в части имитации городской застройки, но планируется также воссоздание загородных участков. Е.Д.: В городском общественном транспорте стоит ожидать беспилотников? Е.Б.: Если только речь идет о рельсовом, а не колесном транспорте, а также об эксплуатации на закрытых территориях. К примеру, у НАМИ есть разработки - автобусы пятого, высшего уровня автономности. Но я считаю, что массовая перевозка людей на дорогах - это область, в которую беспилотная техника придет в последнюю очередь. Слишком высока опасность. Е.Д.: Ранее для отечественных водителей и пешеходов был составлен список рекомендаций по поведению вблизи беспилотного автомобиля. Он содержит 10 пунктов. Будет ли список пополняться? Будут ли эти рекомендации переводиться в разряд правил дорожного движения? Е.Б.: Когда было принято решение правительства о начале тестирования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, возникла определенного рода паника у граждан. Чтобы сбавить накал, мы выпустили рекомендации о том, как себя вести рядом с беспилотником. Суть их сводилась к одному - не обращать внимания. Но когда беспилотников будет не 10-20, а тысячи, изменения в ПДД вносить будет необходимо. Представители ГИБДД уже заявили о том, что граждан необходимо подготовить для интеграции беспилотных автомобилей в столичный трафик. С Госавтоинспекцией мы прорабатываем вопрос о внесении изменений в правила. Они должны быть готовы к 2022 г., когда закончится юридический эксперимент в сфере беспилотного транспорта, утвержденный правительством в конце 2018 г.

Правила дорожного движения могут изменить после 2022 г. для полноценного использования беспилотников (интервью)
© Агентство «Москва»