Смерть под колесами: почему голуби перестали бояться машин?
Почему голуби не спешат улетать? Как будто ленятся улетать из-под колес автомобилей? Странное, на первый взгляд, поведение птиц объясняется тем, что в восприятии голубей объекты движутся гораздо медленнее, чем для человека. Так считает эксперт ресурса National Geographic Софья Демянец: «Почему голуби взлетают перед мчащейся на них машиной, казалось бы, в самый последний момент? На самом деле машина в восприятии голубей движется намного медленнее, чем это происходит для нас». Странное поведение птиц объясняется тем, что в восприятии голубей объекты движутся очень медленно. Фото Владимира Игошина. Объясняется это тем, что голубю нужно видеть около 75 кадров в секунду, чтобы создалась иллюзия движения. Если посадить голубя перед киноэкраном, любой фильм (24 кадра в секунду) покажется ему лишь набором сменяющих друг друга слайдов. Именно по этой причине голуби часто попадают в лобовые стекла и под колеса автомобилей: им просто кажется, что машина едет очень медленно, и времени еще достаточно. Но неужели перекормленные городские птицы совсем потеряли инстинкт самосохранения? Орнитолог, кандидат биологических наук Алексей Яновский считает, что каждый случай гибели голубей под колесами автомобиля носит индивидуальный характер и требует расследования — только тогда можно дать точный ответ. «На вопрос можно ответить лишь предположительно, так как в каждом случае попадания птицы под автомобиль следует произвести своеобразное расследование, - пояснил орнитолог корреспонденту VN.ru. - Главное - установить состояние здоровья погибшей птицы. По моим наблюдениям, беспечным и заторможенным поведением на асфальте отличаются совсем молодые голуби, только что вылетевшие из гнезд, расположенных преимущественно на полутемных чердаках и нишах под крышами. Такие так называемые «слетки» в первые дни самостоятельной жизни вне гнезд отличаются физической слабостью и замедленной реакцией». Молодые голуби - совсем неопытные по мнению Алексея Яновского. Именно слетки преобладают среди погибших под колесами автомобилей голубей. Взрослые могут недомогать, быть слабыми и заторможенными из-за плохого состояния здоровья, из-за недоброкачественного корма (заплесневелый хлеб, прелое зерно и т. п.) или болезней, коих у птиц достаточно, тот же орнитоз, сальмонеллез, кокцидиоз, да и обычный грипп, которым болеют не только люди, но и птицы, и млекопитающие. Необходимость запрета кормления голубей обсуждают общественники многих российских городов. Фото Аркадия Уварова. «Повышенное, на взгляд горожан, число случаев попадания голубей под автомобили можно связать с хорошим успехом гнездования у голубей во второй половине минувшего лета, и в начале необычайно теплой осени. Корма для голубей повсюду много. Наряду с хлебом и крупой, специально разбрасываемыми людьми, занимающимися в виде хобби подкормкой голубей, в конце лета у птиц много иных кормов. Прежде всего, семян низких трав, таких как птичья гречишка (спорыш), подорожник и т. п. Поэтому и молодых голубей в их скоплениях больше обычного. Молодые голуби мельче - с тусклым, часто с грязным оперением, с бледной окраской ног», - говорит Алексей Яновский. Необходимость запрета кормления голубей обсуждают общественники многих российских городов. VN.ru рассказывал о жаркой дискуссии на эту тему в соцсетях научного центра: «Запретить кормить голубей призывают активисты Академгородка». Пока горожан особенно раздражает антисанитария, возникающая в результате бесконтрольного кормления птиц. «Моя соседка сверху кормит из своего окна голубей. Их помет я убираю со своих подоконников и мою окна раз в две недели. Просила не кормить. Не понимает. Утверждает, что всю жизнь их кормила и кормить будет», — жалуется жительница Выборга. Но утрата птицами обостренного инстинкта самосохранения – еще одна сторона проблемы, которая ведет к смерти голубей и шокирует впечатлительных автомобилистов.