Войти в почту

Кому будет выгодно ездить по трассе М-11

В ноябре будет готова к эксплуатации трасса М-11 Москва-Санкт-Петербург. Компания «Автодор» планирует брать за проезд по новой дороге от 1,8 тыс. до 2,03 тыс. рублей. Эксперты разошлись во мнениях — много это или мало? Ещё один спорный вопрос — стоит ли снимать ограничения по скоростному режиму на новой трассе. О трассе М-11 Платную автомагистраль от Москвы до Санкт-Петербурга построили параллельно дороге М-10 «Россия» (старое «европейское» название — Е95). Она проходит по территории Подмосковья (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской (75 км). Общая протяжённость трассы составила 669,8 км. Пересечение с трассой М-10 идёт на 58-м, 149-м, 208-м, 258-м, 334-м, 543-м и 646-м километрах. Во всех этих точках созданы транспортные развязки. К сентябрю 2019 года активно эксплуатировались участки с 15 по 149 километр (Москва — Воскресенское) и с 208 по 646 километр (обход города Торжок; обход Вышнего Волочка; участок вдоль населённых пунктов Бологое, Угловка, Окуловка; обход Великого Новгорода с севера; далее мимо Чудово до Тосно). Количество полос движения от 4 до 10 (от 2 до 5 в одну сторону), ширина одной полосы — 3,75 м; ширина разделительной полосы — 6 м. Новая автомагистраль пока не обросла инфраструктурой: на текущий момент на всём протяжении трассы расположено всего 14 АЗС, а количество кафе немногим больше. Для сравнения — автомобильная дорога М-10 «Россия» располагает более чем 450 объектами дорожного сервиса, из которых 132 — это АЗС и 229 — пункты питания. К другим недостаткам новой трассы (по крайней мере участка в обход Великого Новгорода и до Твери) можно отнести монотонность пейзажа и отсутствие обочины. Сергей Асланян, независимый автоэксперт Трасса очень монотонная. Единственное, что может взбодрить водителя — это жёлтый значок на панели, сообщающий, что бензин заканчивается. Заправок — ничтожное количество. Территория не оцифрована, навигатор не показывает АЗС и где расположены бочки с топливом — непонятно. При этом оплатить можно только картой, если наличка — пропадёшь. Кроме того, на этой дороге погибнешь и к тебе никто не приедет, потому что там не работает сотовая связь. Там нет обочины. Это бетонный жёлоб, и если что-то случилось, то ты там же и встаёшь, прижавшись к отбойнику. Из плюсов М-11 — почти полное отсутствие камер контроля скорости движения. На М-10 процент прохождения по населённым пунктам варьирует от 22% до 45%, и в каждом из них можно заработать штраф, не успев своевременно притормозить. Тарифы на проезд Для грузовиков и автобусов проезд по всей трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург обойдётся в 2710 и 3980 рублей соответственно, а с транспондером — в 2106 и 3188 рублей. Поездка на легковом автомобиле I категории будет стоить в будний день 1820 рублей, в выходной — 2020 рублей. Водители машин II категории заплатят 2030 рублей (независимо от дня недели) или при наличии транспондера (T-pass) — 1521 рубль. Цена в реальности будет зависеть от множества нюансов: поедет ли водитель в будний день или в выходной; застанет ли он ночь (с 1.00 до 6.00 действует льготный тариф); обладает ли транспондером; подключился ли к программе лояльности ГК «Российские автомобильные дороги» (при подключении — дополнительная скидка от 3% до 10%); тащит ли он «на галстуке» какого-нибудь бедолагу (оба автомобиля в этой ситуации классифицируются как два независимых транспортных средства с раздельной оплатой) и так далее. Новые тарифы начинают действовать с 1 ноября 2019 года на всех участках М-11 за некоторым исключением. Так, участок с 15-го по 58-й километр (до Солнечногорска) находится в управлении у концессионера, самостоятельно устанавливающего тарифы. Практика повышения цен в выходные дни не затронет также последние участки трассы — от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга. Запуск в эксплуатацию 8-го этапа (на подступах к Санкт-Петербургу, от А-120 до КАД) запланирован на конец ноября. И тогда можно будет сравнить траты на дорогу по М-11 с альтернативными способами перемещения. Дороже самолёта Проезд на автомобиле по платной трассе с учётом стоимости бензина и амортизации авто получается не самым дешёвым. Оправдывается он в случае, если человек едет не непосредственно из одной столицы в другую, а в какие-то населённые пункты вдоль трассы. Неплохой экономический результат будет и в том случае, если в машине путешествует трое или более пассажиров. Провоз крупной собаки — ещё один аргумент в пользу автомобильных путешествий. Несомненный плюс также в том, что можно взять багаж в объёме, ограниченном лишь здравым смыслом. Если же речь идёт только о путешествующем водителе, то добираться другими видами транспорта дешевле: стоимость билетов на самолёт стартует сейчас от 1749 рублей (плюс цена проезда до аэропорта), поезд — в разы дешевле (сидячий — 681 рубль, плацкарт — 802 рублей, купе — от 1753 рублей, СВ — от 4896 рублей). ​Механизм ценообразования Как сообщается на сайте «Автодора», для строительства трассы М-11 «впервые в России применён механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта». Концессионером М-11 является «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК), где 50% принадлежит французской компании, а ещё 50% — российским акционерам, в том числе Аркадию Ротенбергу. Ценообразование самым тесным образом связано с размерами инвестиций со стороны компаний. Так, цена проезда на участке 15-58 км М-11 (Москва-Солнечногорск) составляет более 90 рублей за 1 км из-за того, что частные и привлечённые средства для строительства превысили объём государственных вложений (37,2 млрд рублей и 22,8 млрд соответственно). Но уже следующий участок — при обходе Клина и Солнечногорска, 38 км — до недавнего времени стоил всего 100 рублей, поскольку здесь государство платило уже 90% затрат на строительство дороги. И всё же вопрос о тарифах — сложный и спорный. Автоэксперты в большинстве своём склонны думать, что установленные «Автодором» цены адекватны. Максимальный размер платы на платных трассах ограничен законодательством: для легкового ТС цена не может превышать 3,5 рубля за 1 км. В основе предложенных для М-11 расценок лежит, прежде всего, рентабельность для инвестора. Инна Гориславцева, член Национального реестра независимых директоров при РСПП Формирование стоимости услуги зависит от затрат, понесённых при строительстве трассы. Я думаю, что эти тарифы должны давать какую-то рентабельность. Взяли затраты, добавили сумму налогов, которую будет нести держатель трассы, добавили норму рентабельности. На мой взгляд, даже 2000 руб на отрезке от Москвы до Петербурга — это гуманная цена, поскольку только до Шереметьево доехать стоит 500 руб. Руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль признался, что ожидал иных расценок: предполагал, что цена проезда составит около 5,5 тысячи рублей., приближаясь к цене на «Сапсан». Назначенную стоимость проезда эксперт считает «разумной и адекватной». Но, как выяснил News.ru, есть и иные мнения. Почему мы вообще должны платить? Как была построена дорога? Ротенберг взял свои деньги, построил целой стране дорогу, и теперь, как человек поиздержавшийся, имеет право небольшими тарифами на протяжении долгих лет возвращать их себе. Но деньги ему дали «Внешэкономбанк» и «Сбербанк России». А это же наши с вами деньги. Засекречен процент, под который был взят кредит. Срок отдачи тоже засекречен. И мы теперь рассуждаем — дорого это или дёшево? Это недопустимо, — рассуждает Сергей Асланян, добавляя, что названные тарифы для М-11 взяты с потолка. Заплатил? Двигайся без ограничений Для многих специалистов введение в эксплуатацию новой автомагистрали — хороший повод поговорить об отмене ограничений по скоростному режиму. К их числу относится и Константин Крохмаль. Константин Крохмаль, руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» С М-11 надо снимать ограничения по скорости. Здесь нет пересечений с другими трассами, нет светофоров. Дорожное полотно новое, качественное, сделано по ГОСТам. Нужно позволить людям ехать 200-220 км/час. Чтобы за свои деньги он мог быстро проскочить. Ввести полосное регулирование скоростного режима. Иначе люди заснут, при 130 км/ч. Сейчас машины новые, мощные, ГОСТы по скоростному режиму надо пересматривать, а люди должны за свои деньги получить удовольствие. Мнение большинства — 130 км/ч вполне достаточно, чтобы «получить удовольствие». Весь путь при этом можно будет пройти примерно за 5,5 часов. Для сторонников бесплатного проезда и привычного скоростного режима есть обеспеченная законодательством альтернатива — старая, добрая трасса М-10, она же — Е95.

Кому будет выгодно ездить по трассе М-11
© News.ru