Качество и контроль. Ремонт дорог на Сахалине идет с опережением графика
Масштабные планы Дорожный вопрос долгие годы оставался одним из самых болезненных для Сахалинской области. Нормальных трасс в регионе откровенно не хватает – к началу этого года доля дорог, соответствующих нормативам, составляла 51,7 %. Потому неудивительно, что новый глава региона бросил на решение этой проблемы огромные ресурсы. Финансирование дорожной сферы серьезно увеличили. Как рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе правительства Сахалинской области, благодаря масштабному строительству и реконструкции дорог уже в этом году вырастет минимум на 2,6 процента. Кроме того, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация на реконструкцию автодорог местного значения – что еще сильнее улучшит этот показатель. В ближайшем будущем число «нормативных» дорог должно вырасти до 70 процентов. Всего в этом году на Сахалине и Курилах планируют ввести в эксплуатацию 29,6километров новых дорог. Кроме того, 9,3километра дорог капитально отремонтируют. Здесь речь идет как о дорогах регионального, так и местного значения. Объем работ более чем серьезный, тем более по островным меркам – из-за климата сроки дорожного ремонта в регионе всегда сжатые. Ремонт начинается в мае, заканчивается в ноябре – в конце осени сдается большая часть всех объектов. Такие темпы работ не прощают задержек: любая серьезная неудача приведет к переносу работ на следующий год. Однако, как рассказал зампред правительства Сахалинской областиСергей Олонцев, сейчас все работы идут согласно графику. «На сегодняшний день работы по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог еще идут. Темпы хорошие. Смотрите сами: в 2019 году на ремонт автомобильных дорог (в том числе, капитальный) предусмотрено 1,8миллиардов рублей, на реконструкцию и строительство – около 6,0 миллиардов. На сегодняшний день объем выполнения всех работ составляет 5040,7 миллиардов рублей»,– рассказал он. Главный упор в этом году сделан на межмуниципальные дороги. Губернатор области Валерий Лимаренко обозначил это направление как приоритетное. Так, уже завершилась реконструкция участка дороги Тымовское – Александровск-Сахалинский в районе села Арково. Закончилась реконструкция участка дороги Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, ведущего в село Пионерысо строительством нового моста через реку Пионерскую. На о. Кунашире появилась новая асфальтированная дорога, связавшая райцентрг.Южно-Курильск с аэропортом «Менделеево». Приоритетные проекты Многие объекты, впрочем, закончат ремонтировать еще не скоро: график работ рассчитан на три года. Например, дорогу от Невельска до аэропорта Шахтерск будут ремонтировать поэтапно в течение нескольких лет. Это одна из наиболее значимых для Сахалинской области трасс. Еще один технически сложный проект – дорог Арсентьевка – Ильинское, которая обеспечивает по кратчайшему маршруту связь между западными и восточными районами области,соединяет двеглавные автодороги: Южно-Сахалинск – Оха и Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск. Сейчас трасса находится в очень плохом состоянии, и на ее восстановление требуется много времени и денег. Как рассказал Сергей Олонцев, в этом году строители начнут работы по реконструкции второго этапа - участка, ведущего от с.Ильинского на восток (в пределах Томаринского ГО). Завершить работы и ввести в эксплуатацию почти восемь километров дороги планируется в 2021 году. «Мы уже разыграли конкурс на первый этап реконструкции трассы. Речь идет о 14,3-километровом участке от с. Арсентьевска до с.Ильинского. Нынешняя дорога петляет, по ней проходит несколько железнодорожных переездов. Поэтому новая трасса начнется выше, она обойдет этот участок – но строить ее придется на сложном ландшафте. Там заболоченные грунт, есть сопки и реки. Полностью работа завершится только к 2023 году, именно из-за своей сложности», – пояснил чиновник. Самым масштабным дорожным проектом Сахалинской области сейчас является реконструкция главной автотранспортной артерии региона – трассы Южно-Сахалинск – Оха. В этом году решается вопрос придания автодороге статуса федеральной, и в 2020 году ее планируют передатьв федеральную собственность. Между тем, Сахалин сохранит за собой обязательства по ремонту и реконструкции, запланированные на трехлетний период. В этом году, например, введут в эксплуатацию 12 километров трассы в Смирныховском, Ногликском и Охинском районах. В следующем году объемы работ только возрастут. Всего в 2020 году из областного бюджета на эти цели потратят 2,4 миллиардов рублей. После этого отремонтированные участки передадут федеральному центру. Дальнейшее содержание и обслуживание дороги ляжет на плечи нового собственника – вероятнее всего, это будет Росавтодор. Сейчас правительство области ведет переговоры с дальневосточным филиалом агентства (находится в Хабаровске, – прим. ред.) о создании специализированного сахалинского подразделения.Службу федерального подрядчика планируют создать до конца этого года. Главное – это контроль В российских реалиях самым важным моментом в дорожных работах является контроль качества. Прецедентов, когда свежеотремонтированную дорогу смывает первым дождем, хватает везде. На Сахалине к этому вопросу подошли ответственно. Помимо контроля со стороны независимых организаций, за дорогами обязали следить и самих подрядчиков. Речь идет об инструменте авторского надзора. «Каждый из субподрядчиков несет гарантийные обязательства, которые прописаны в контрактах. Их срок составляет от пяти до восьми лет. Если в этот промежуток времени с дорогой что-то случается – подрядчик исправляет все за свой счет. Так что компании не заинтересованы в том, чтобы делать плохо. Потому что мы их заставим вернуться и переделать за собственный счет. Им это не выгодно», – рассказал Сергей Олонцев. Сам контроль за качеством работ – многоступенчатый. Независимые организации осуществляют надзор на всех этапах строительства или ремонта дороги, а также имеют лабораторные посты на ряде объектов. Государственная инспекция стройнадзора в течение всего года выезжают на объекты – а по завершению работ осуществляет итоговый выезд. Именно это ведомство подписывает акт, подтверждающий выполнение работ в полном объеме – без него дорогу просто не введут в эксплуатацию. «В случае неисполнения контракта, или в случае ненадлежащего исполнения обязательств с подрядной организации взыскивается неустойка или пеня. Кроме того, заказчик имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке. Региональный центр дорожного мониторинга постоянно контролирует качество работ, которые ведутся за счет бюджетных средств», – пояснили в правительстве Сахалинской области. С начала года работники центра дорожного мониторинга более 70 раз выезжали на различные объекты. Как рассказал Сергей Олонцев, прецеденты с некачественным выполнением дорожных работ все-таки встречаются. Один из недавних связан как раз с ремонтом дороги в Охе, куда чиновник выезжал с проверкой. Подрядчика заставили переделать все за собственный счет. Однако не всегда в «косяках» виноваты строители. Порой объект приходится переделывать из-за плохой подготовки проекта – например, не очень добросовестных изысканий. «Уверен, что необходимо разыгрывать так называемые контракты жизненного цикла – когда конкурс на капитальное строительство включает в себя весь процесс – изыскания, проектирование, строительно-монтажные работы, обслуживание. Вплоть до вывода из эксплуатации. Надо отдавать всю эту работу в одни руки. Это все равно, что делать работу под ключ, как в строительной сфере», – пояснил зампред правительства. Внедрить такую практику не так-то просто: в определенной степени она идет вразрез с российским антимонопольным законодательством. ФАС может расценить это как нарушение конкурентной среды. Однако сдвиги есть: даже в национальной программе безопасной качественной автомобильной дороги есть пункт «Дороги под ключ». В Сахалинской области уже разыгрывается несколько таких конкурсов. Фото:sakhalin.gov.ru