За реформу такси ответят... пассажиры?

Депутаты собираются ужесточить контроль за деятельностью водителей, требования к ним повысятся, но и цены на поездки значительно вырастут. В Госдуме приступили к рассмотрению во втором чтении закона «О такси». Депутаты на этот раз встали на сторону водителей и настаивают, что агрегаторы не могут единолично формировать цены и тарифы. Поправка, предложенная главой Комитета ГД по транспорту и строительству Евгением Москвичевым, по сути, значит, что чиновники будут диктовать бизнесменам, как им вести бизнес. Многие эксперты сомневаются, что такая инициатива хоть сколько-нибудь жизнеспособна. В случае ее принятия коммерческие агрегаторы будут просто закрываться и на рынке транспортных перевозок наступит хаос. А в Совете Федерации прозвучало требование допускать к работе в такси только людей, имеющих российские гражданство и водительское удостоверение, а также перевести всех таксистов в статус самозанятых. «Сегодня почти 50% таксистов работают нелегально», - утверждает председатель Общественного совета по развитию такси в РФ Ирина Зарипова. Каким образом власти собираются контролировать самозанятых таксистов? На этот вопрос пока никто толком ответить не может. Ирина Зарипова говорит о создании неких публичных точек, где водители смогут пройти медицинский осмотр с помощью телемедицины, а также получить документы о техосмотре автомобиля. Но кто будет организовывать эти точки и будут ли они эффективны? Одной из главных претензий к таксистам стало то, что среди них слишком много людей с психическими отклонениями, алкоголиков и наркоманов. А именно эти диагнозы никак нельзя определить на расстоянии по картинке на мониторе компьютера. Другой вариант реформы предлагают сами водители. В межрегиональном профсоюзе «Таксист» хотят признать агрегаторов своими работодателями и заключать с ними трудовые договоры. «Трудовой договор помог бы защитить наши права. Сейчас агрегатор может поменять условия в любой момент и даже не уведомить об этом, у него огромное преимущество. Потом, если заключать трудовые договоры, будет действовать квота на наем иностранцев. А вы наверняка знаете, сколько их сейчас в одной только Москве», - говорит председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. «Согласно Трудовому кодексу, работодатель обязан уведомлять сотрудников об изменении характера или условий работы за два месяца, а квоту на наем иностранцев необходимо получать через центр занятости. Официальное трудоустройство вынудит агрегаторов нести ответственность за таксистов, и это должно улучшить качество сервиса и усилить безопасность поездок», - считает профессор кафедры управления персоналом Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. Однако официальные трудовые отношения потребуют и уплаты взносов в социальные фонды порядка 30%. Соответственно, это тоже скажется на стоимости поездки. В Тюмени, например, где уже проводится эксперимент по реформе такси, цены на перевозки выросли довольно значительно. Там, где раньше пассажир платил 120 рублей, сегодня он вынужден отдавать 320 рублей. В крупных городах, вероятно, счетчик взлетит еще больше. Единственная инициатива, которая устроила все стороны, - это запрет работать в такси водителям с судимостями за опасные преступления - убийства, изнасилования, терроризм. Таких людей не подпустят к управлению автобусами, маршрутками и другими видами общественного транспорта. Наталья Пуртова Фото: агентство «Москва»/К.Зыков.

За реформу такси ответят... пассажиры?
© Мир новостей