Войти в почту

Спасать или не продолжать агонию? Что будет с липецкими трамваями

Последние несколько дней в Липецке бурно обсуждают судьбу городского трамвая. Мнения высказываются разные — от «спасти любой ценой» до «ликвидировать и не продолжать агонию». Обречённые? На недавнем брифинге председатель департамента транспорта Липецкой области Евгений Чекрыжов заявил, что «состояние трамвайной сети близко к критичному». Срочного ремонта требуют 29 км из 69,7 км путей, а износ всех 55 вагонов, даже с учётом подаренных московских, составляет 100%. «Трамвай умер ещё в начале двухтысячных, когда из центра города, из районов НЛМК и Свободного Сокола убрали пути, а сейчас мы просто продолжаем его агонию, — сказал он. — Ежегодно только на покрытие убытков предприятия «Гор­электротранс» из городского бюджета тратится порядка 150 млн руб. При этом трамваи перевозят всего 4% пассажиров областного центра, в основном рабочих НЛМК». Сейчас городские власти видят четыре сценария развития рельсового транспорта. Первый вариант — самый бюджетный: он потребует всего 600 млн рублей. Но этих денег хватит только, чтобы «залатать дыру» — заменить изношенные рельсы бэушными железнодорожными. Второй вариант обойдётся городу уже в три миллиарда рублей. Он предполагает не только ремонт путей, но и покупку 43 новых вагонов. Правда, таких денег в казне нет. Средства предлагается брать в кредит, который придётся погашать либо из бюджета, либо за счёт повышения цены проезда до 197 рублей. Третий вариант ещё дороже — 17 млрд рублей. Он подразумевает полное обновление сети и подвижного состава по примеру европейских городов, а также строительство новых веток почти по всему Липецку. «Сейчас мы понимаем, что это практически утопия. Нам придётся привлекать концессионера, но это слишком дорогой финансовый инструмент для города, бюджет которого по доходам составляет меньше пять миллиардов рублей в год, — пояснили в администрации. — Мы просто не сможем выступить гарантом по такой сделке». Остаётся последний вариант — убрать трамвай с улиц Липецка, заменив его 25 автобусами. На это потребуется всего 900 млн руб. Только как бы такое решение не завело нас в тупик. «Не убивайте!» Особенно за судьбу трамвая переживают работники «Гор­электротранса», а это более 300 человек. «Сидим как на пороховой бочке — закроют нас, не закроют, — говорит водитель с 38-летним стажем Нина Шпилёва. — Убрать трамваи — это большая ошибка. Без трамваев город превратится в деревню, по которой будут ездить одни автобусы и машины. У нас и так загазованность страшная, а что будет дальше? А пробки — они ведь никуда не исчезнут, с каждым годом их становится всё больше. Только сейчас у людей есть альтернатива». Работники предприятия считают, что трамвай можно спасти, было бы желание. А последнего, по их мнению, у власти не наблюдается. «Почему нам не перенять опыт Смоленска? Там трамвайные пути по два-три километра ремонтируют каждый год — это эффективно и не так затратно, — предлагает работник МУП «Горэлектротранс» Михаил Панов. — А вагоны можно было бы взять у москвичей. Да, они не новые, но вполне работоспособные. Их средний возраст 12 лет, что для рельсового транспорта вообще не возраст. В Европе трамваи ходят по 40-50 лет! Насколько мне известно, Москва готова отдать нам 20 вагонов, но чиновники почему-то не хотят их брать. Такое ощущение, что трамваи планомерно подводят к ликвидации, как в своё время сделали с троллейбусами. Но равноценно заменить их автобусами не получится. Во-первых, потому что трамваи более вместительные — они перевозят в два раза больше пассажиров, чем автобусы. Во-вторых, они не стоят в пробках, так как движутся по выделенной линии. В-третьих, трамваи в денежном выражении потребляют электроэнергии меньше автобусов. А с учётом постоянного роста цен на ГСМ выгода становится только очевиднее. Где же здесь экономия? Вступились за трамваи и липецкие депутаты. «Связать трамвайными путями новые микрорайоны, НЛМК и экономическую зону — это не фантастика, а необходимость. Мы поймём это уже через год или два, когда будем стоять в пробках, — высказал свою точку зрения спикер горсовета Игорь Тиньков. — Если сейчас мы уберём трамвайные пути, то потом их будет очень тяжело восстановить». По мнению парламентария, средства на развитие сети надо привлекать из бюджетов разных уровней, в том числе пробовать войти в федеральные программы. В итоге к единому мнению властям прийти так и не удалось. Чиновники решили взять тайм-аут на полгода. За это время собрать комиссию, которая оценит состояние трамвайных путей, а уже после принимать окончательное решение. Мнение горожан обещали также учитывать. Кстати Воронежские общественники написали письмо мэру Липецка с призывом хорошо подумать, прежде чем ликвидировать трамвайное сообщение в городе. Активисты подчеркнули, что 10 лет назад трамваи убрали в Воронеже, а теперь собираются возрождать. Воронежцы призывают липчан не повторять их ошибок.

Спасать или не продолжать агонию? Что будет с липецкими трамваями
© АиФ