Войти в почту

Забытые концепты: Lancia Mizar

В 1970-е годы итальянские кузовные ателье были на подъеме: Bertone, Pininfarina, Vignale, Ghia, Touring — без работы не сидел никто. Причем частенько к студиям обращались не только индивидуальные заказчики с глубокими карманами, но и большие автомобильные компании. Во-первых, это дешевле, чем держать собственный штат дизайнеров. Во-вторых, независимые ателье могут предоставить свежий, незамыленный взгляд на концепцию бренда. Именно вторая причина побудила Lancia обратиться в студию Michelotti с просьбой эстетически усовершенствовать Beta Berlina (на фото) — машину, которую в наши дни назвали бы четырехдверным купе. Реакция публики на фастбэк оказалась довольно холодной, поэтому компания Lancia попросила Джованни Микелотти и его подчиненных творчески обыграть ее дизайн, не меняя самой сути автомобиля. Собственно, техзадание звучало следующим образом: «создать что-то принципиально новое в сфере четырехдверных автомобилей». Результат трудов студии был представлен на автосалоне в Турине в 1974 году. И опознать в концепте Lancia Mizar вчерашнюю Beta Berlina сможет далеко не каждый — автомобиль преобразился капитально. Тем не менее, получившийся концепт-кар делал упор на те же ценности, что и обычная Beta Berlina — максимальный комфорт и безопасность пассажиров. Хотя на первый взгляд может показаться, что это просто провокация со стороны Микелотти. В плане техники машина не поменялась — это обычная Beta 1800 с рядным четырехцилиндровым мотором мощностью 110 лошадиных сил и пятиступенчатой механической коробкой передач. Но вот кузов стал совершенно иным, превратившись из прозаического фастбэка в дерзкий хэтчбек. Хотя в 70-е ателье уже начинали использовать композитные материалы, кузов концепта Mizar целиком выполнен из металла. Причем многие решения были просчитаны таким образом, чтобы автомобиль с минимальными изменениями мог переродиться в серийную модель. Взять хотя бы самую яркую деталь экстерьера: двери — две пары «крыльев чайки». Каждая из дверей получила газовые стойки, которые облегчали процесс поднятия. И в каждое из «крыльев» был интегрирован массивный алюминиевый брус безопасности, который предотвращал травмы пассажиров в случае бокового столкновения со столбом или деревом. Поскольку нагрузка на крышу сильно возросла, она тоже была усилена продольным металлическим брусом — и для того, чтобы выдерживать нелегкие двери, и для того, чтобы не допустить смятие крыши в случае переворота. Необычная форма дверей позволила увеличить площадь бокового остекления, так что сбоку машина выглядит почти аквариумом. Огромные боковые окна дали выигрыш в обзорности, но вызвали другую проблему — их невозможно было опустить. Чтобы компенсировать этот недостаток, подчиненные Микелотти установили на Mizar самый мощный кондиционер из тех, что тогда предлагались на рынке. История не сохранила имя донора, который подарил концепту свой кондиционер, но в пресс-релизе говорилось об устройстве из премиум-сегмента. Скорее всего, речь шла о Jaguar XJ12. Вообще салон Mizar был удивительно продуманным как для единичного прототипа: полноценные четыре кресла, податливый материал оформления торпедо, набор рабочих приборов от Veglia, двойные замки на каждой двери… Единственным промахом было полное отсутствие ремней безопасности. В студии рассматривали вариант установки сидений от Range Rover со встроенными ремнями безопасности, но до них, по неизвестным причинам, дело не дошло. Что касается дизайна кузова, то Mizar даже спустя 45 лет не выглядит анахронизмом — тут и модная нынче полоса фонарей во всю ширину кузова, и установленная под отрицательным углом радиаторная решетка, и подъемные фары, которые были популярны до конца ХХ века. Если бы концепт был чуточку ниже, то мог выглядеть еще моложавее. Но, повторимся, техническая начинка машины не изменилась ни на йоту – даже пружины и амортизаторы были стандартными. На Туринском автосалоне Mizar дебютировал в серебристом цвете с сиреневым отливом, хотя изначально планировалось, что машина будет окрашена в глубокий синий цвет. Вообще эскиз Микелотти достаточно сильно отличается от того, что получилось в итоге, но это не делает Mizar менее эффектным. Представителям Lancia машина понравилась и некоторые идеи Микелотти нашли свое воплощение в будущих моделях Lancia. После выставки концепт-кар исчез, но совсем недавно объявился в Японии, на мероприятии Nostalgic 2days. Вместе с ним стенд разделила Matra Laser — еще одно творение студии Michelotti. Вряд ли владелец машин (а он, судя по всему, у них общий) использует концепты для ежедневных поездок, но приятно видеть, что по-настоящему интересные прототипы не забываются. По крайней мере, некоторыми людьми. Стереотип, что каждый итальянский автомобиль обязан быть красивым, укоренился еще в середине прошлого века. Поэтому, когда в 1972 году компания Lancia представила модель Beta, автомобильные журналисты и преданные клиенты марки стали задавать одни и те же вопросы: а что это такое? И почему «это» несет на себе эмблемы Lancia? Ситуацию частично удалось переломить год спустя, когда дебютировала дерзкая Beta Coupe, но Beta Berlina по-прежнему оставалась «гадким утенком» в модельном ряду Lancia. Известный кузовщик Джованни Микелотти предпринял попытку изменить эту оплошность — и вот что у него вышло.

Забытые концепты: Lancia Mizar
© Motor.ru