Мир переживает бум электрокаров. Кто потеряет, а кто заработает на этом миллиарды?

Бум электрокаров существенно меняет расстановку сил в мировой экономике. Спрос на энергоносители постепенно падает, а промышленными отраслям прочат ослабление позиций и даже банкротство. В частности, такая перспектива замаячила перед индустрией смазочных материалов. Эксперты опасаются, что производители моторного масла могут повторить судьбу компании Kodak, которая не успела отреагировать на изменения на рынке фотокамер и обанкротилась. На сегодняшний день электромобили занимают довольно скромную долю на мировом автомобильном рынке — всего 2 процента. Однако солидные прогнозы относительно популярности электрического транспорта в перспективе ближайших 10-20 лет заставляют-таки поверить в то, что будущее уже не за горами. Например, согласно анализу EVAdoption, к 2025 году на электрокары будет приходиться 22 процента от числа общих автомобильных продаж в США. А по оценкам Bloomberg New Energy Finance, к 2040 году 33 процента мирового автопарка будет составлять электрический транспорт. Кроме того, на него придется 55 процентов всех мировых продаж автомобилей. Международное энергетическое агентство, в свою очередь, предсказывает, что при сохранении текущей политики к 2030 году количество электромобилей в мире достигнет отметки в 125 миллионов (сейчас этот показатель превышает 5 миллионов). Однако, в случае большей глобальной приверженности целям устойчивого развития и усилению борьбы с изменениями климата, эта планка может быть увеличена до 220 миллионов единиц. К этому же моменту ряд европейских стран, в том числе Дания, Швеция и Германия, собираются запретить продажу машин с бензиновыми двигателями. Если все пойдет по плану, то к 2040 году на европейских дорогах практически не останется автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В США, хоть правительство и не назначает определенных сроков, всеобщая электромобилизация наступит едва ли не раньше, чем в Европе, поскольку этот сектор автопроизводства и соответствующая инфраструктура там развиты гораздо лучше. Другие страны также пытаются не отставать. Например, в Индии, как и в Европе, введен запрет на продажу бензиновых авто с 2030 года, а в Китае выпуск электромобилей растет бурными темпами. Так, на КНР приходится до 60 процентов от общего количества проданных в мире электрокаров. По прогнозу McKinsey&Company, производство автомобилей на чистой энергии к 2020 году превысит установленную китайскими властями цель в 10 раз. Утверждение о том, что экспансия электромобилей несет главную угрозу мировому спросу на нефть и сырьевым экономикам, не ново. Показательным в этом плане является опыт Норвегии, где спрос на этот ресурс стал падать после того, как доля электромобилей превысила всего 7 процентов новых продаж. Аргумент простой: не нужен бензин — не нужна и нефть. Теперь, однако, эксперты заговорили о том, что рост производства электромобилей может также привести к краху индустрии смазочных материалов, общемировой объем рынка которых составляет более 146 миллиардов долларов. Дело в том, что электрические двигатели требуют на 50-70 процентов меньше смазки для запчастей по сравнению с машинами, оснащенными ДВС, и не нуждаются в моторных маслах. Поэтому уже в обозримом будущем с повышением спроса на аккумуляторные электромобили спрос на масла для ДВС будет закономерно падать. В результате добыча нефти вовсе станет нерентабельной, так как горюче-смазочные материалы составляют большую часть результатов нефтедобычи. На сегодняшний день автомобильная промышленность потребляет чуть более 50 процентов всех производимых смазочных материалов, главным образом — моторное масло. Моторные масла для тяжелых условий эксплуатации и моторные масла для легковых автомобилей составляют 23 и 21 процент мирового спроса соответственно. Аналитики Bank of Merrill Lynch ожидают, что индустрия смазочно-охлаждающих жидкостей может пойти на спад уже в 2025 году. К этому времени спрос на автомобильные смазочные материалы упадет, по прогнозам, на 6 процентов, а к 2030 году снижение может составить 12 процентов. Президент Европейской ассоциации производителей смазочных материалов Валентина Серра-Холм также признает опасность, которую для производителей представляет увеличение парка электромобилей. Однако, по ее словам, эта же тенденция создает дополнительные возможности для специализированных компаний, которые могут предложить новые продукты на рынке для электромобилей. Хотя есть множество примеров, когда компании не смогли адаптироваться к новым реалиям рынка или к технологическим инновациям, ничего страшного или необычного в этой ситуации нет. Общество эволюционирует, экономика трансформируется, а производителям приходится проявлять проницательность относительно тенденций потребительского поведения и адаптировать свою продукцию под меняющиеся запросы покупателей. «Я прекрасно осознаю, что мир меняется, — говорит вице-президент Castrol BP Дэйв Холл. — Хочется верить, что мы делаем все возможное, чтобы решить эту проблему, и не повторим печальный опыт Kodak». Компания Eastman Kodak доминировала в фотоиндустрии практически весь XX век, однако в 2012 году производитель фотокамер и пленки обанкротился, прозевав цифровую революцию в фотографии. Ирония ситуации заключается в том, что первую в мире цифровую камеру изобрел инженер Kodak Стивен Сассон, однако руководители компании увидели в «цифре» угрозу для своего традиционного бизнеса. Главный специалист компании по интеллектуальной собственности Тимоти Линч вспоминал: «В целом мы тогда сказали Сассону взять эту коробку и уйти — мы больше не хотим видеть вас с ней». Вспоминая ошибки прошлого, производители смазочных материалов предпочитают не драматизировать ситуацию, а реагировать на изменения рынка и вырабатывать актуальные решения. В частности, они заявляют о том, что даже в электрических автомобилях в любом случае сохранится потребность в использовании некоторых видов смазочных материалов, например, трансмиссионного масла для редуктора. Уже сейчас производители развивают в своей продуктовой линейке специальные смазочные материалы для электрокаров. Так, французская нефтегазовая компания Total выводит на рынок специальные жидкости для электрокаров и гибридных авто Total Quartz EV Fluid для легковых машин и Total Rubia EV Fluid для промышленных и грузовых автомобилей и электробусов. «Жидкости для электрокаров — это одна из последних технологичных новинок нашей компании, — говорит директор по маркетингу Total в России Анастасия Макаркина. — В рамках глобальной стратегии компании, направленной на снижение уровня выбросов CO2, мы активно работаем над развитием альтернативных источников энергии и поддерживаем нововведения в этой сфере». Примечательно, что гендиректор четвертой в мире по величине нефтегазовой компании Патрик Пуянне сам ездит на электромобиле. По его словам, «хотя это и странно, но ему захотелось на собственном опыте проверить эффективность электрической машины». В итоге Пуянне называет электромобиль тихим, но дорогостоящим транспортом. «Мне приходится арендовать аккумуляторную батарею для него, и это дороже, чем траты на бензин. Но я убежден, что в ближайшие 10-15 лет основным городским личным транспортом станут электромобили», — подчеркнул он. По тому же пути идет и британско-нидерландская компания Royal Dutch Shell: крупнейший в мире поставщик готовых смазочных материалов разработал линейку жидкостей, предназначенных специально для высокотехнологичных силовых агрегатов — гибридов и электромобилей. Компании Castrol BP и Fuchs Petrolub, в свою очередь, создали специальные международные команды менеджеров и исследователей, которые занимаются исключительно разработкой и маркетингом смазочных материалов для электромобилей. Также производители осваивают новые формулы, повышающие эффективность смазок, а малайзийская нефтегазовая компания Petronas в этом году анонсировала собственную марку электромобилей. Несмотря на то что аккумуляторные электромобили не используют моторное масло, им по-прежнему требуются трансмиссионное масло и смазки, а также тормозные и охлаждающие жидкости. Правда, здесь есть своя специфика, поскольку смазочные материалы могут контактировать с электрическими модулями, датчиками и цепями и будут подвержены воздействию электрического тока и электромагнитных полей. Поэтому масло и смазка должны быть совместимы со всем — от медных проводов и электрических модулей до специальных пластмасс и изоляционных материалов. Помимо этого, у электромобилей есть большая потребность в охлаждении из-за непрерывной работы батарей. Однако не только и не столько распространение электрического транспорта становится драйвером перехода с моторных масел на пластичные смазки и другую высокотехнологичную продукцию. Это скорее общий мировой тренд на экологию и зеленый маркетинг. По прогнозам McKinsey&Company, количество автомобилей, а также объем потребляемой энергии и загрязнений вырастут к 2030 году более чем в два раза. Усовершенствование моторных масел может стать одним из звеньев в борьбе за сохранение природных ресурсов. В частности, уже сейчас наблюдается стойкая тенденция перехода от тяжеловязких смазочных материалов к более легким. При этом снижение показателя вязкости позволит сократить общий объем энергопотребления автопромышленности на 14 процентов, а объем выбросов — на 24 процента. В целом участники рынка не теряют оптимизма. Например, технический директор Fuchs Petrolub Лутц Линдеманн вовсе сомневается в сокращении продаж смазочных материалов, учитывая, что только в Китае число автомобилей с ДВС за 10 лет может вырасти с 260 миллионов в 2019 году до 350 миллионов. Кроме того, по его мнению, разработка специализированных высокоэффективных смазочных материалов для транспортных средств с электрической тягой приведет к более прибыльным продажам. Производители считают, что переход к электромобилям займет довольно много времени, поэтому индустрия смазочных материалов должна успеть адаптироваться к новым реалиям.

Мир переживает бум электрокаров. Кто потеряет, а кто заработает на этом миллиарды?
© Lenta.ru