Войти в почту

Комитет транспорта заподозрили в нарушении антимонопольного законодательства

Под занавес года в Курской области назревает очередной скандал. На этот раз связанный с транспортной проблемой. Очередной конкурс, который должен был определить, кто именно будет осуществлять перевозку пассажиров на маршруте Курск-Золотухино, привлек внимание и прокуратуры, и управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области. Но обо всем по порядку. Когда ФАС — не указ На протяжении примерно десяти последних лет перевозку пассажиров по данному маршруту осуществлял один и тот же перевозчик. Причем, его полномочия истекали только в 2022 году. Однако компания эта была ликвидирована и встал вопрос о проведении досрочного конкурса. Водители, прежде работавшие на этом маршруте, объединились вокруг нового ИП и не только временно продолжили работу, но и намеревались всерьез побороться за уже ставший привычным маршрут. Зная о том, что конкурсная заявка предполагает наличие девяти микроавтобусов, еще летом этого года ими были приобретены новые машины, которые и предполагалось заявить перед началом работы комиссии. Основным и единственным конкурентом выступил ИП, который в прошлом занимался преимущественно городскими перевозками, а также работал на направлении Курск-Курчатов. Правда, его заявка была составлена достаточно оригинальным образом. Так, в ней было указано, что к началу конкурса у участника имеется лишь четыре автобуса, подходящих под заявленные организатором критерии. Еще пять он обязался приобрести в будущем, отметив среди прочего, что предоставит и низкопольные машины, предназначенные для перевозки маломобильных граждан. Несмотря на то, что фактически автомобилей еще не было, именно этот участник и был признан победителем конкурса, даже несмотря на то, что к нему возникли определенные вопросы. Говорить о том, что требование провести пересмотр результатов конкурса основано только на «обиде» проигравшей стороны, было бы неверно. На лицо целый ряд нарушений, которые признала в том числе и прокуратура, но которые, как это ни странно проигнорировал сам комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области, выступавший организатором конкурса. Согласно действующему законодательству, участник торгов, предоставивший недостоверную информацию и попытавшийся ввести в заблуждение членов конкурсной комиссии, должен был быть «дисквалифицирован», а его заявка аннулирована. На деле же в комитете на нарушения попросту закрыли глаза. Между тем, подавая документы и говоря о том, что у него в наличии есть уже четыре автобуса, готовых работать на золотухинском направлении, данный претендент «забыл» упомянуть, что машины уже довольно давно «обкатываются» на другом направлении: Курск-Курчатов. Строго говоря, их же он предоставлял в свое время на конкурс на иное направление и до завершения действующего контракта заявлять их куда-либо еще попросту не имел права. Пункт 8.3 раздела 8 требований к участникам открытого конкурса прямо говорит: «Транспортные средства, предлагаемые претендентом на участие в открытом конкурсе, в соответствии с конкурсным лотом: 1) не должны использоваться для выполнения регулярных пассажирских перевозок по другим маршрутам регулярного сообщения». При этом в конкурсной документации говорится и то, что конкурсная комиссия рассматривает заявки и документы к ним, проверяя их «на соответствие требованиям Порядка и конкурсной документации». Однако говорить о том, что такая проверка проводилась было бы странно. В теории, именно у комитета, а не у ГИБДД или других структур, должна быть полная информация о том, кто из предпринимателей на каком маршруте работает и на каких именно автобусах. Но при этом «свободный» статус машин никто не проверил. Не последовало разбирательство и после того, как второй участник торгов заснял вышедшие на маршрут курчатовские миниавтобусы. На представленных комиссии фото и видео материалах видны и таблички «Курск-Курчатов», и номерные знаки, и даже лица водителей. С одним из них, к слову, конкуренты по золотухинскому направлению даже совершили вояж в город атомщиков и в пути вели съемку на телефон. Выдать билет в тот раз, к слову, водитель им отказался. И этот факт был даже зафиксирован звонком по номеру 112. дежурному тогда сообщили и номер автобуса, и маршрут его следования и время, когда произошел инцидент. Однако единственное, чего добились тогда работающие на золотухинском направлении перевозчики — того, что их конкурент до поры вывел машины с курчатовского направления и заменил их более старыми. Попытка исправить ситуацию, может быть, в чем-то и похвальна, но закон достаточно строг в этом плане: если сказано, что в момент проведения конкурса машины не должны использоваться на аналогичных маршрутах, значит не должны. Жалоба была проигнорирована комитетом транспорта, а пересмотра результатов конкурса и дисквалификации одного из участников за ней не последовало. Куда больше внимания после обращения перевозчиков в прокуратуру данным показаниям уделило региональное Управление ФАС. Хотя на словах обратившимся и было сказано, что предоставленные ими доказательства не имеют достаточной силы, в ведомстве рассмотрели ситуацию достаточно внимательно, после чего было принято решение о возбуждении административного производства по фактам нарушения порядка проведения торгов. Комитету транспорта было выдано предписание устранить выявленные нарушения и в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения предписания, «отменить протокол №2 «рассмотрения заявок заседания конкурсной комиссии» от 08.11.2019г., протокол №3 «заседания конкурсной комиссии» от 08.11.2019г. и рассмотреть заявки участников торгов с учетом требований п.3.4, п.8.3, п.10.1 «Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области», утвержденного Приказом №101 от 27.06.2019г. комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области». После этого следовало уведомить УФАС об исполнении данного предписания. И вот тут начинается самое интересное. Председатель комитета отдает распоряжение повторном рассмотрении заявок участников открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курской области и отмене предыдущих протоколов. Поручает провести эту работу своему заместителю (текст опубликован на сайте обладминистрации), а уже тот, в свою очередь спустя три дня публикует новый документ. Вот только вновь появившиеся протоколы практически ничем не отличаются от тех, что должны были быть отменены. Право осуществлять перевозку пассажиров осталось за первым победителем. Очень похоже на игнорирование решения УФАС и непосредственного руководителя, не находите? Во всяком случае, антимонопольная служба примерно так и истолковала появление данного документа. В направленном в адрес комитета письме говорится о том, что указав недостоверные сведения, конкурсант ввел в заблуждение конкурсную комиссию организатора торгов, «однако конкурсная комиссия не только не отклонила заявку ИП С…, как определено п. 10.4, п. 6.13 приказа комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области от 27.06.2019г. № 101, но и вновь принято решение (протокол № 3 от 13.12.2019) предоставить право на получение свидетельств об осуществлении перевозок». 25 декабря должно было состояться заседание в региональном Управлении ФАС, на которое были приглашены как представители комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области, но и проигравшей в конкурсе стороны. На рассмотрении была очередная жалоба. Вот только дождаться ответчика так и не удалось. На заседание он не явился, сославшись на то, что не был заранее уведомлен о месте и времени его проведения. В отличие от судов ФАС имеет право лишь один раз перенести заседание. Если и 13 января, а именно на эту дату назначена следующая встреча, ответчик не явится, вопрос будет рассмотрен в его отсутствие. Проблема только в том, что для принятия максимально грамотного решения требуются определенные документы, которые должен предоставить как раз комитет транспорта. Автобусы за одну ночь? Легко! В тот день, 13 декабря, когда должны были быть повторно рассмотрены заявки, представители проигравшей стороны надеялись опротестовать и баллы, полученные в ходе конкурса. Простейшая арифметика говорила о том, что их существенно занизили одному из участников. Однако обсуждать спорный расчет, равно как и объяснять каким образом были получены цифры никто не стал. Документ был отправлен в путешествие по инстанциям. Это, равно как и отсутствие информирования через СМИ о порядке и этапах проведения конкурса — не менее весомые нарушения, с которыми, мы надеемся, ответственные структуры все же разберутся. Несмотря на то, что конкурс носил статус «открытого», получить информацию о каждом из его этапов оказалось непросто. Буквально случайно удалось выяснить, что ИП-победителя пригласили на осмотр имеющихся у него автобусов. По сути, это финальный этап работы конкурсной комиссии. Выставить все девять автобусов на базе ПАТП-3 он должен был 25 декабря. При этом до последнего момента автомобилей в наличии просто не было. Тем не менее к назначенному времени все машины явились на «построение». Помимо пяти новых, еще не имеющих номерных знаков, здесь же были и три автобуса, которые еще не так давно путешествовали в курчатовском направлении. Один из них, кстати, не так давно был переделан под газ, хотя на момент подачи заявки на конкурс на нем был установлен бензиновый двигатель. Неточность? Введение в заблуждение? Попытка добрать баллов? Комиссия, в которой работали представители сразу нескольких ведомств, похоже, не обратила на это внимания. Или не показала вида? Не интересовала никого и проверка того, находятся ли машины в собственности данного ИП. Ни договор лизинга, ни договор купли-продажи истребованы так и не были. Как и документы, подтверждающие соответствие автобусов ГОСТу, хотя этот бы документ и дал значительный приоритет по баллам данному участнику. Оно и не удивительно: 13 декабря участникам конкурса уже явно дали понять, что никто не станет менять однажды принятое решение. Больше всего вопросов возникло к автобусам, предназначенным для перевозки в том числе и инвалидов-колясочников. «Низкопольность» была представлена несколькими ступенями, на которые был уложен переносной «трап». Но если с улицы сигнал кнопки вызова водителя еще работал, то внутри салона с этим возникли проблемы. Новый автобус оказался не совсем предназначен для маломобильных граждан: ремни безопасности не соответствовали нормативу, кнопка обратной связи была расположена слишком высоко. Были отмечены и другие недочеты. Другой вопрос: снимут ли за них баллы? По завершении осмотра мы попытались уточнить отдельные моменты у заместителя председателя комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области Дмитрия Пегова, который и курирует данный направление деятельности, а также входил в состав комиссии, осматривавшей автомобили. Мы поинтересовались в том числе и тем, почему на осмотр была приглашена только одна компания-перевозчик, причем та, к которой возникли вопросы с точки зрения исполнения законодательства. -На осмотр приглашается только одна компания, та, что набрала наибольшее количество баллов, - заметил Дмитрий Сергеевич. - Порядок проведения конкурса не предусматривает участие обоих перевозчиков в данном этапе. На вопрос, почему комитет не рассматривал жалобы, поступившие от второй стороны и почему этот вопрос ведет лишь ФАС, нам заметили, что: «В ФАСе все уже было рассмотрено. До этого. По повторной жалобе ФАСа мы документов не получали о том, что у них имеются какие-то дополнительные претензии. В тех шести вопросах, что были в первом заявлении не было вопроса о пересмотре баллов. Вообще никаких». Действительно, там всего-то было требование отменить протоколы и повторно рассмотреть заявки, но уже соблюдая законодательство. И если бы это было сделано, пересмотр баллов был бы закономерным этапом данного процесса, но мы имеем то, что имеем. Примечательно, что о повторной встрече ФАС предупредили стороны более, чем за неделю. Однако комитет транспорта только в ходе осмотра автобусов узнал о том, что такое приглашение было. Мы побывали и на слушаниях в Управлении ФАС, которые проходили как раз вскоре после осмотра автобусов. Выяснилось, что доказательств того, что комитет был уведомлен о заседании, нет, а потому встреча была перенесена на 13 января. Затребованные ранее от комитета документы также не поступили в адрес ФАС. Между тем последний этап конкурса — осмотр автобусов уже состоялся, а значит, при желании, документы на перевозку пассажиров в золотухинском направлении перевозчик может получить еще в канун новогодних выходных. Понимая это, в УФАС сообщили, что в определении, которое будет направлено в адрес комитета, «будет сказано, что заключение договора по-прежнему запрещено. То, что мы переносим заседание не означает, что его можно спокойно заключать и принимать». В случае, если в следующий раз ответчик не явится и принятое в его отсутствие решение вновь не удовлетворит представителей компании-перевозчика, они намерены снова обращаться в том числе и в УФАС, но уже с жалобой на другие нарушения. Остается и вариант с судом, но, как показывает практика, по подобным делам арбитраж может длиться годами, а это существенно утраченная выгода. Пойдут ли на это обе стороны, надеющиеся выйти на золотухинские перевозки, как всегда покажут время и Kursktv.

Комитет транспорта заподозрили в нарушении антимонопольного законодательства
© КурскТВ