Десятилетие Илона Маска
Десять лет назад Илон Маск, основатель Tesla, имел мало оснований предлагать, что первое десятилетие 21-го века его компания завершит на высокой ноте. Самый амбициозный производитель электромобилей тогда остался почти без денег на фоне тяжелой рецессии в производстве, только что закрылся офис в Мичигане. А компания предпринимала отчаянные попытки доставить свои электрические родстеры первым покупателям. Но в этот момент произошло событие, которое заметно улучшило настроение Маска: Daimler согласился купить батареи и моторы Tesla для испытательного парка своих электрических моделей Mercedes. Небольшое соглашение стало первым из многих спасательных кругов, которые помогли тогда Tesla остаться на плаву. Конец 2019 года этот импульсивный предприниматель, родом из ЮАР, стал встречает в статусе мультимиллиардера - Forbes оценивает его собственный капитал в 26,8 миллиардов долларов. И сейчас его детище стоит на пороге того, чтобы занять основную долю рынка экологичного транспорта. Никто не играл более значительную роль в ориентированных на будущее изменениях в автобизнесе, которые включают в себя рост Uber, развитие беспилотников, мобильные приложений в сфере транспорта и многое другое. Как и в случае с другими компаниями, занимающимися экологически чистой энергетикой, Tesla получила поддержку в виде госсубсидий, направленных на продвижение альтернативных источников энергии в противовес ископаемым видам топлива. Основанная в гараже Силиконовой долины компания, приобрела у Toyota законсервированный завод в Калифорнии за счет дешевого кредита от американского министерства энергетики. Без этой недорогой фабрики Tesla не смогла бы создать седан Model S в 2012 году. Автомобиль стал прорывом, чудом с батарейным питанием, которое превзошло все ожидания и вызвало резкий скачок акций Tesla. Затем последовал более дорогой кроссовер Модель X с хитроумными дверями. Следующим прорывным проектом Маска стал седан Model 3, запущенный в 2017 году и позиционируемый как первый доступный автомобиль Tesla. Маск, сколотивший свой первый капитал от продажи своей доли в PayPal, где он был соучредителем, не мог понять, как продать Model 3 по давно обещанной базовой цене в 35 тысяч долларов. Это были для него месяцы «производственного ада». Но к 2018 году модель все же стала лидером продаж в линейке Tesla. На очереди кроссовер Y, построенный на платформе Model 3. Он должен быть запущен в производство в 2020 году. В разработке находятся рестайлинговый электрический родстер, а также электрический полуавтомат и, по мнению некоторых экспертов, спорный пикап Cybertruck, который был представлен публике в октябре этого года. За годы своей инновационной деятельности Маск обрел множество фанатов, которые стали покупателями его электромобилей. Сегодня его состояние базируется на владении долей акций компании Tesla, стоимость которой выросла, хотя компания никогда не завершала финансовый год с прибылью. Работая на исключительной вере инвесторов в гения Илона Маска, самый маленький автопроизводитель в США, который был близок к закрытию 10 лет назад, имеет рыночную капитализацию в размере 77 миллиардов долларов, что значительно больше, чем у таких автогигантов как GM, Ford и Fiat Chrysler. Теперь цель Илона Маска производить 20 миллионов автомобилей в год, хотя сейчас производительность компании составляет порядка 400 тысяч. Но амбиций ему всегда было не занимать.