Закон вступит в силу с июня. Диагностические карты будут оформляться в электронном виде с электронной подписью технического эксперта. Обязательную фотофиксацию вводят, чтобы пресечь практику массовой покупки диагностических карт без реального техосмотра. Действительно, по данным соцопросов, до 80% автовладельцев покупают карту в интернете. Предложений масса, стоимость услуги — в среднем 500 рублей. Понятно, что машины при этом никто не проверяет. В 2018 году около 4% ДТП произошло из-за неисправностей автомобилей — это примерно 5 тысяч аварий и почти тысяча погибших, то есть ужесточение контроля за ТО оправданно. Но закон не продуман, серьезно не обсуждался и непонятно, как он будет работать, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Там есть пункт, по которому надо провести заново сертификацию всех пунктов проведения техосмотра, а их в России 5,5 тысячи. В законе не говорится, кто это будет делать, деньги для этого не выделяются. Лицензировать полностью 5,5 тысячи пунктов техосмотра, проведя сначала документальную проверку всех документов, а потом еще проверку на месте. С расчетом пропускной способности... В общем, там очень много работы. Таких пунктов закона, которые пока не понятно, как выполнять, достаточно много». Лицензию операторам техосмотра будет выдавать Российский союз автостраховщиков. Возможно, аттестация будет проходить за его счет. При этом повышаются требования к пунктам досмотра автомобилей. Они должны соответствовать не только критериям по размеру пространства, но и быть оснащены оборудованием фотофиксации и соответствующим программным обеспечением. Пропускная способность будет рассчитываться для каждого пункта, превышать лимит можно будет только на 5%, то есть при ограничении в 100 машин в день можно будет сверх нормы досмотреть еще всего пять. При этом стоит ТО совсем немного: в среднем в регионах от 300 до 500 рублей, в Москве 720 рублей, а, например в Хабаровске — 1 тысячу рублей. Понятно, что затраты операторов ТО увеличатся, а вот доходы снизятся. Конечно, можно повысить тарифы на техосмотр — их устанавливают региональные власти. Но пойдут ли они на такую непопулярную меру? Значит, многие операторы уйдут с рынка, что, в свою очередь, создаст проблемы уже автовладельцам. Ситуацию комментирует заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. Сергей Ефремов заместитель исполнительного директора РСА «Пропускная способность пункта снизится, потому что будет ограничение по количеству ТС, проходящих через линии. Доходы операторов, если не повысить стоимость технического осмотра, будут на достаточно низком уровне. Это может привести к тому, что некоторые операторы откажутся от этой деятельности. Есть риски, по которым доступность может резко снизится, что в конечном итоге приведет к очередям и к тому, что труднее будет заключить договор ОСАГО. Без диагностической карты полис ОСАГО получить невозможно». Выходом может быть господдержка операторов, но пока об этом ни слова. Да и не все региональные бюджеты могут себе это позволить. Штраф за отсутствие диагностической карты — 2000 рублей, и эксплуатировать автомобиль без нее запрещено. Есть еще один момент. Полученные данные техосмотра, включая фотографию с указанием геопозиции, даты и времени проведения диагностики, оператор должен передать в Единую автоматизированную систему. Однако ЕАИС и сейчас работает с перебоями, а что будет, когда поток увеличится, сложно представить. Согласно закону, при неполадках в системе или у оператора диагностическая карта должна быть выдана в течение суток. Если ясно, что сбой будет четыре часа и более, пункт ТО закрывается, пока все не починят. То есть автовладельцу придется либо ждать несколько часов, либо приезжать в пункт диагностики еще раз. По запросу автовладельца может быть выдана диагностическая карта на бумажном носителе — отдельная за это плата не взимается. Новым автомобилям проходить техосмотр не нужно. Машинам от трех до семи лет проводят диагностику раз в два года, авто старше семи лет — каждый год. Автобусы и такси проходят ТО два раза в год. Средний возраст транспортных средств в России — больше десяти лет.