Лучшие советские автомобили. Фото и факты, часть 2
Предыдущий рассказ о достижениях советского автопрома закончился на ЗАЗ 965, «горбатом Запорожце». Продолжение обзора начнётся снова с «Запорожца», но теперь «ушастого». ЗАЗ 966 — «Ушастый» Внешне очень похож на западно-германский NSU Prinz 4 1961 года. [caption id="attachment_945117" align="alignnone" width="800"] NSU Prinz[/caption] Вот чего не было у прототипа, так это выпирающих по бортам воздухозаборников, за которые в народе автомобиль прозвали «ушастым». [caption id="attachment_945150" align="alignnone" width="767"] ЗАЗ 966[/caption] «966-й» был не особенно надежной машиной, но парадокс — при этом обладал неподражаемым талантом оставаться на ходу даже с весьма серьёзными поломками. [caption id="attachment_945190" align="alignnone" width="800"] ЗАЗ 966[/caption] Эта особенность «ушастого» стала пищей для народного фольклора, анекдотов о нём наберется на полноценное издание. При мощности 40 л. с. разгонялся до 100 км/ч. Выпускался с 1966 по 1972 годы. ГАЗ 24 Самый массовый легковой автомобиль Горьковского автозавода с 2.5-литровым двигателем мощностью 85 или 95 л.с. Механическая 4-ступенчатая коробка. [caption id="attachment_945235" align="alignnone" width="1233"] ГАЗ 24[/caption] Также была отдельная линейка машин с 5,5-литровым 8-цилиндровым двигателем, но выпускались они в ограниченном количестве. Разгонялась до 140 км/ч за 20 секунд. [caption id="attachment_945249" align="alignnone" width="960"] ГАЗ 24[/caption] Из массовых машин — самая престижная в СССР. В 1970-92 годы было выпущено 1 481 561 штук, а модернизированные версии выпускались вплоть до 2009 года. ВАЗ 2101 «Копейка» Выпускалась по лицензии Fiat 124 образца 1966 года. Именно с «Копейки» стремление отечественного автопрома к массовому производству действительно увенчалось успехом. [caption id="attachment_945285" align="alignnone" width="1300"] Fiat 124[/caption] Появление этой модели связано со строительством крупнейшего автозавода в СССР и ряда дочерних предприятий по его обеспечению, сервису и прочих. [caption id="attachment_945276" align="alignnone" width="1300"] ВАЗ 2101[/caption] Клоном Fiat 124 не является. Прототип изначально проектировался для качественных дорог. Наши же инженеры были вынуждены провести масштабную калибровку под советские реалии. [caption id="attachment_945303" align="alignnone" width="1300"] ВАЗ-2121, салон[/caption] Для граждан СССР 1970-х годов «копейка» стала настоящим прорывом — появился автомобиль, значительно превосходящий предшественников по комфортности езды и по простоте эксплуатации. Это ВАЗ-долгожитель — выпускался с 1970 до 2012 года. Москвич 2141 На фоне успехов АвтоВАЗа приступил к поиску исходной западной модели и АЗЛК, для производства принципиально нового «Москвича». В ценовой нише планировалось поставить его между «Жигулями» и «Волгой», но ещё интереснее концепция — авто должно было иметь передний привод, который в СССР делать пока не умели. Прототипом выбрали француза Simca-1307 1975 года. [caption id="attachment_945313" align="alignnone" width="1200"] Simca-1307[/caption] Передняя часть «41-го» была глубоко переработана под отечественные движки от ВАЗ-2106 и сходные агрегаты Уфимского моторного завода. Внешне же новый «Москвич» выглядел как его прототип. [caption id="attachment_945356" align="alignnone" width="1300"] Москвич 2141[/caption] Имел эргономичный, просторный по своим временам салон. Выпускался с 1986 по 2003 год. ВАЗ 2106, «Шестёрка» Он же «Жигули-1600», «Lada-1600». Один из самых популярных советских автомобилей. Выпускался в 1976-2006 годы. За это время на разных советских и российских заводах было собрано более 4,3 миллиона «Шестёрок». Перед конструкторами стояла задача модернизировать ВАЗ-2103. В частности, убрать дорогостоящие, вычурные хромовые детали, оформить световую группу на уровне современных европейских стандартов и многое другое без оглядки на прототип «тройки» Fiat. [caption id="attachment_945391" align="alignnone" width="960"] ВАЗ 2106, салон[/caption] Дизайнеры признавались, что очень волновались, боясь оскорбить чувства итальянских коллег. Однако мэтры из Турина высоко оценили их работу. А вместе с ними и советские покупатели. ВАЗ 2104, «рабочая лошадка» Первая «Четвёрка» — серьёзно модернизированный ВАЗ 2105. Сошла с конвейера в 1984-м и за год вытеснила предыдущий универсал — «двойку», так как в силу потребительских характеристик была намного более «продвинутой». [caption id="attachment_945451" align="alignnone" width="1200"] ВАЗ 2104[/caption] В конце 1980-х, первую половину 1990-х годов была особенно популярна среди мелких предпринимателей, так как складное заднее сиденье позволяло увеличить объем багажника с с 375 до 1340 литров — то что надо для доставки товаров на рынок. А в Самарской и Волгоградской областях активно практиковался не очень красивый бизнес, связанный с «четвёркой». Имеющие связи на ВАЗе и в его салонах предприимчивые граждане покупали новенькие «лошадки», загружали под завязку фруктами, в том числе и багажник на крыше. У «четвёрки» он длиннее, чем у «пятёрки», благодаря длинной крыше. [caption id="attachment_945459" align="alignnone" width="960"] ВАЗ 2104[/caption] Однако перегружать его не рекомендовалось. Но предприниматели выжимали из машины всё возможное. Товар гнали туда, где можно дороже сбыть — на север. Перегруженная лошадка, проехав две-три тысячи километров по разбитым дорогам, приезжала уже не такой уж и новой. Сдавали и груз, и саму машину по заряженной цене, по документам-то только с конвейера. Изначально имела 1,3-литровый двигатель. Позднее «четвёрки» бегали на 1,5-, 1,7-литровых. ВАЗ-2121, «Нива» Настоящая гордость советского и российского автопрома. Тот случай, когда западные модели вообще не рассматривались. Наоборот, как отметил британский эксперт по советскому автостроению Энди Томпсон, именно «Нива» (за рубежом известна как LADA 4x4) являлась отправной точкой при создании класса компактных кроссоверов, начавшегося с Suzuki Vitara. [caption id="attachment_945482" align="alignnone" width="700"] ВАЗ 2121 "Нива"[/caption] В серию «Нива» была запущена в апреле 1977 года и в различных модификациях производится по сей день. Лидер по продажам в Европе среди российских автомобилей. Её ценят за относительную комфортность при отличной проходимости. Кто смотрел триллер «Багровые реки», мог видеть там эту машину. Именно на ней разъезжала девушка-альпинистка по снежным горным дорогам, когда за ней гонялись герои-полицейские, сыгранные Жаном Рено и Винсентом Касселем. Не всякому кроссоверу по силам то, на что способна LADA 4x4. [caption id="attachment_945491" align="alignnone" width="720"] Кадр из к/ф "Багровые реки"[/caption] Интересный факт. К слову «нива» (возделанное поле) название автомобиля отношения не имеет. На самом деле оно составлено из первых букв имен дочерей создателя «Нивы» Петра Прусова — Наталья и Ирина, и сыновей главного конструктора — Вадим и Андрей. После ходовых испытаний, где опытные образцы сравнивались с Land Rover, Range Rover и УАЗ-469, в 1977 году «легковой вездеход» был поставлен на конвейер. [caption id="attachment_945504" align="alignnone" width="1280"] ВАЗ 2121 "Нива"[/caption] Автомобиль оказался востребован на экспортных рынках и производственный план выпуска 25 тысяч машин в год повысили в три раза. К сегодняшнему дню счёт выпущенных автомобилей пошёл на миллионы. ВАЗ-2108, «Зубило» Знаковое авто советского автопрома, в просторечьи «восьмёрка» и «зубило» (за клиновидную форму). Авто явилось не многим меньшим прорывом, чем в своё время «копейка». [caption id="attachment_945548" align="alignnone" width="960"] ВАЗ-2108[/caption] Передний привод, дисковые тормоза на передних колесах, европейский дизайн, — всё это разительно отличало модель ВАЗ-2108 «Самара» стартовавшего семейства «Спутник». Проектировался с 1977 года. Первые авто сошли с конвейера в конце 1984-го. Снят с производства в 2004 году, уступив место ВАЗ-2113. [caption id="attachment_945557" align="alignnone" width="995"] ВАЗ-2108[/caption] В разработке трехдверного хэтчбека принимали участие конструкторы завода Porsche. Среди принятых на вооружение предложений немецких коллег особенно стоит отметить «горбик» на крыше, предназначенный для увеличения прижимной силы на заднюю ось скорости, благодаря чему машину не болтало на высокой скорости. В этом одна из причин бешеного спроса на «восьмёрку» в первые годы её существования, так как большинство способных развивать высокую скорость отечественных автомобилей не вели себя так стабильно. После «восьмёрки» отечественный автопром создал ещё пару-тройку занятных машин, но уже в постсоветское время. А это уже тема для другой публикации.