Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Лучшие советские автомобили. Фото и факты, часть 2

Предыдущий рассказ о достижениях советского автопрома закончился на 965, «горбатом Запорожце». Продолжение обзора начнётся снова с «Запорожца», но теперь «ушастого».

Лучшие советские автомобили. Фото и факты, часть 2
Фото: SM NewsSM News

ЗАЗ 966 — «Ушастый»

Видео дня

Внешне очень похож на западно-германский NSU Prinz 4 1961 года.

[caption id="attachment_945117" align="alignnone" width="800"] NSU Prinz[/caption]

Вот чего не было у прототипа, так это выпирающих по бортам воздухозаборников, за которые в народе автомобиль прозвали «ушастым».

[caption id="attachment_945150" align="alignnone" width="767"] ЗАЗ 966[/caption]

«966-й» был не особенно надежной машиной, но парадокс — при этом обладал неподражаемым талантом оставаться на ходу даже с весьма серьёзными поломками.

[caption id="attachment_945190" align="alignnone" width="800"] ЗАЗ 966[/caption]

Эта особенность «ушастого» стала пищей для народного фольклора, анекдотов о нём наберется на полноценное издание.

При мощности 40 л. с. разгонялся до 100 км/ч. Выпускался с 1966 по 1972 годы.

Самый массовый легковой автомобиль Горьковского автозавода с 2.5-литровым двигателем мощностью 85 или 95 л.с. Механическая 4-ступенчатая коробка.

[caption id="attachment_945235" align="alignnone" width="1233"] ГАЗ 24[/caption]

Также была отдельная линейка машин с 5,5-литровым 8-цилиндровым двигателем, но выпускались они в ограниченном количестве. Разгонялась до 140 км/ч за 20 секунд.

[caption id="attachment_945249" align="alignnone" width="960"] ГАЗ 24[/caption]

Из массовых машин — самая престижная в СССР. В 1970-92 годы было выпущено 1 481 561 штук, а модернизированные версии выпускались вплоть до 2009 года.

2101 «Копейка»

Выпускалась по лицензии образца 1966 года. Именно с «Копейки» стремление отечественного автопрома к массовому производству действительно увенчалось успехом.

[caption id="attachment_945285" align="alignnone" width="1300"] Fiat 124[/caption]

Появление этой модели связано со строительством крупнейшего автозавода в СССР и ряда дочерних предприятий по его обеспечению, сервису и прочих.

[caption id="attachment_945276" align="alignnone" width="1300"] ВАЗ 2101[/caption]

Клоном Fiat 124 не является. Прототип изначально проектировался для качественных дорог. Наши же инженеры были вынуждены провести масштабную калибровку под советские реалии.

[caption id="attachment_945303" align="alignnone" width="1300"] ВАЗ-2121, салон[/caption]

Для граждан СССР 1970-х годов «копейка» стала настоящим прорывом — появился автомобиль, значительно превосходящий предшественников по комфортности езды и по простоте эксплуатации. Это ВАЗ-долгожитель — выпускался с 1970 до 2012 года.

На фоне успехов приступил к поиску исходной западной модели и АЗЛК, для производства принципиально нового «Москвича». В ценовой нише планировалось поставить его между «Жигулями» и «Волгой», но ещё интереснее концепция — авто должно было иметь передний привод, который в СССР делать пока не умели.

Прототипом выбрали француза Simca-1307 1975 года.

[caption id="attachment_945313" align="alignnone" width="1200"] Simca-1307[/caption]

Передняя часть «41-го» была глубоко переработана под отечественные движки от ВАЗ-2106 и сходные агрегаты Уфимского моторного завода. Внешне же новый «Москвич» выглядел как его прототип.

[caption id="attachment_945356" align="alignnone" width="1300"] Москвич 2141[/caption]

Имел эргономичный, просторный по своим временам салон.

Выпускался с 1986 по 2003 год.

ВАЗ 2106, «Шестёрка»

Он же «Жигули-1600», «Lada-1600». Один из самых популярных советских автомобилей. Выпускался в 1976-2006 годы. За это время на разных советских и российских заводах было собрано более 4,3 миллиона «Шестёрок».

Перед конструкторами стояла задача модернизировать ВАЗ-2103. В частности, убрать дорогостоящие, вычурные хромовые детали, оформить световую группу на уровне современных европейских стандартов и многое другое без оглядки на прототип «тройки» .

[caption id="attachment_945391" align="alignnone" width="960"] , салон[/caption]

Дизайнеры признавались, что очень волновались, боясь оскорбить чувства итальянских коллег. Однако мэтры из Турина высоко оценили их работу. А вместе с ними и советские покупатели.

, «рабочая лошадка»

Первая «Четвёрка» — серьёзно модернизированный ВАЗ 2105. Сошла с конвейера в 1984-м и за год вытеснила предыдущий универсал — «двойку», так как в силу потребительских характеристик была намного более «продвинутой».

[caption id="attachment_945451" align="alignnone" width="1200"] ВАЗ 2104[/caption]

В конце 1980-х, первую половину 1990-х годов была особенно популярна среди мелких предпринимателей, так как складное заднее сиденье позволяло увеличить объем багажника с с 375 до 1340 литров — то что надо для доставки товаров на рынок.

А в Самарской и Волгоградской областях активно практиковался не очень красивый бизнес, связанный с «четвёркой». Имеющие связи на ВАЗе и в его салонах предприимчивые граждане покупали новенькие «лошадки», загружали под завязку фруктами, в том числе и багажник на крыше. У «четвёрки» он длиннее, чем у «пятёрки», благодаря длинной крыше.

[caption id="attachment_945459" align="alignnone" width="960"] ВАЗ 2104[/caption]

Однако перегружать его не рекомендовалось. Но предприниматели выжимали из машины всё возможное. Товар гнали туда, где можно дороже сбыть — на север. Перегруженная лошадка, проехав две-три тысячи километров по разбитым дорогам, приезжала уже не такой уж и новой. Сдавали и груз, и саму машину по заряженной цене, по документам-то только с конвейера.

Изначально имела 1,3-литровый двигатель. Позднее «четвёрки» бегали на 1,5-, 1,7-литровых.

ВАЗ-2121, «Нива»

Настоящая гордость советского и российского автопрома. Тот случай, когда западные модели вообще не рассматривались. Наоборот, как отметил британский эксперт по советскому автостроению , именно «Нива» (за рубежом известна как LADA 4x4) являлась отправной точкой при создании класса компактных кроссоверов, начавшегося с Vitara.

[caption id="attachment_945482" align="alignnone" width="700"] ВАЗ 2121 "Нива"[/caption]

В серию «Нива» была запущена в апреле 1977 года и в различных модификациях производится по сей день. Лидер по продажам в Европе среди российских автомобилей.

Её ценят за относительную комфортность при отличной проходимости. Кто смотрел триллер «Багровые реки», мог видеть там эту машину. Именно на ней разъезжала девушка-альпинистка по снежным горным дорогам, когда за ней гонялись герои-полицейские, сыгранные и Винсентом Касселем. Не всякому кроссоверу по силам то, на что способна LADA 4x4.

[caption id="attachment_945491" align="alignnone" width="720"] Кадр из к/ф "Багровые реки"[/caption]

Интересный факт. К слову «нива» (возделанное поле) название автомобиля отношения не имеет. На самом деле оно составлено из первых букв имен дочерей создателя «Нивы» — Наталья и Ирина, и сыновей главного конструктора — Вадим и Андрей.

После ходовых испытаний, где опытные образцы сравнивались с и УАЗ-469, в 1977 году «легковой вездеход» был поставлен на конвейер.

[caption id="attachment_945504" align="alignnone" width="1280"] ВАЗ 2121 "Нива"[/caption]

Автомобиль оказался востребован на экспортных рынках и производственный план выпуска 25 тысяч машин в год повысили в три раза. К сегодняшнему дню счёт выпущенных автомобилей пошёл на миллионы.

ВАЗ-2108, «Зубило»

Знаковое авто советского автопрома, в просторечьи «восьмёрка» и «зубило» (за клиновидную форму). Авто явилось не многим меньшим прорывом, чем в своё время «копейка».

[caption id="attachment_945548" align="alignnone" width="960"] ВАЗ-2108[/caption]

Передний привод, дисковые тормоза на передних колесах, европейский дизайн, — всё это разительно отличало модель ВАЗ-2108 «Самара» стартовавшего семейства «Спутник». Проектировался с 1977 года. Первые авто сошли с конвейера в конце 1984-го. Снят с производства в 2004 году, уступив место ВАЗ-2113.

[caption id="attachment_945557" align="alignnone" width="995"] ВАЗ-2108[/caption]

В разработке трехдверного хэтчбека принимали участие конструкторы завода . Среди принятых на вооружение предложений немецких коллег особенно стоит отметить «горбик» на крыше, предназначенный для увеличения прижимной силы на заднюю ось скорости, благодаря чему машину не болтало на высокой скорости. В этом одна из причин бешеного спроса на «восьмёрку» в первые годы её существования, так как большинство способных развивать высокую скорость отечественных автомобилей не вели себя так стабильно.

После «восьмёрки» отечественный автопром создал ещё пару-тройку занятных машин, но уже в постсоветское время. А это уже тема для другой публикации.