Войти в почту

Эксперты проверили АЗС в Гусь-Хрустальном районе

Владимирское отделение общественной организации потребителей "Народный контроль" провело рейд по контролю качества топлива на областных автозаправках. Побывали и в Гусь-Хрустальном. Нарушений не обнаружено ни на одной из 6 проверенных АЗС города –"Альпы", «Sun Petrol», "Прайд", "Легенда-ойл" и "Лайн-ойл". На всех заправках есть огнетушители, документы в порядке, с недоливом и маркировкой также не возникло проблем. Главное же: экспертиза взятых проб дизеля, АИ 92 и 95 показала их соответствие стандарту. - Вообще в Гусь-Хрустальном чистое топливо. Под вопросом у нас только одна АЗС - но там дело не в топливе, а в ёмкостях. А так всё соответствует нормам. У нас в позапрошлом году были замечания, в прошлом качество уже нормализовалось. Мы были в рейдах и осенью, и в декабре, и в январе - и результаты пока обнадеживают. Посмотрим, что покажут нам весна и лето, - говорит Сергей Федяев, председатель правления межрегиональной общественной организации потребителей "Народный контроль". Но такие рейды не всегда радуют результатами. За 2 года общественники, которые работают при поддержке Фонда президентских грантов, выявили 213 нарушений, пополнив госбюджет на 4 млн рублей штрафами с недобросовестных поставщиков. До 40% проверенного топлива - подделки и контрафакт. Чаще всего подделывают дизель, летний. Вместо него вы можете залить в бак печное или судовое топливо, дистиллят газового конденсата, дизельную технологическую фракцию. Названия могут варьироваться, суть продукта одна и та же - это суррогат дизельного топлива. Прячась за разными названиями, недобросовестные поставщики хотят получить свою выгоду без налоговых трат. - Скажем, вводят акциз на судовое топливо, и этот суррогат начинают продавать как дизельную технологическую фракцию. Госдума принимает решение и такой продукт облагать акцизом - он появляется на рынке как "вязкий продукт". Так предприниматели пытаются уйти от акцизов, потому что это большие деньги, которые нужно платить государству, - рассказывает Алексей Смирнов, руководитель общественной организации "Народный контроль". Приобретение суррогата чревато неприятными последствиями сразу по нескольким фронтам. Обычно у такого топлива крайне низкая точка вспышки. Малейшее подтекание - и пожара не избежать. Дистилляты грязные. Повышение дымности выхлопа ведет к разрушению дорог, зданий, вредит окружающей среде и конечно же, здоровью людей. - Если по техническому регламенту содержание серы не должно превышать 10мг/кг, то в печных топливах оно достигает 15 тысяч. То есть в полторы тысячи раз серы в топливе больше. При работе автомобиля на таком топливе вырабатываются серная и сернистая кислоты, оседающие на почву, на деревья. Возможно, вы видели летом вдоль дорог деревья без листвы, это как раз следствие применения на данных трассах такого топлива. По статистике, возле трасс и в городах заболеваемость астмой, легочными, аллергическими заболеваниями выше, чем в деревнях и вдалеке от трасс, - говорит Алексей Смирнов. Подделывают не только солярку. Низкооктановые бензины "разгоняют" присадками на основе марганца, железа и свинца. Эти повышающие октановое число присадки запрещены уже несколько лет, по ТС 013/2011: "Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок". Да, они способны значительно поднять классность бензина. Но если ваши свечи вдруг покраснели, а выхлоп сильно посерел, примета не подведет: это к ремонту топливной системы. По словам Алексея Смирнова, до сих пор в бензины добавляют метанол - яд, печально известный по трагедии с "Боярышником". Да, спирты как октаноповышающая добавка не запрещены - но техрегламент ограничивает их использование. Октаноповышающие присадки на основе спиртов официально выпускаются в России: в Ярославле, в Волгограде. Но не метанол - с его повышенной коррозийной агрессивностью к металлам и полимерам и токсичностью для всего живого. Он не только портит технику; его пары угрожают и здоровью автомобилистов вплоть до слепоты, и даже их жизни. Результаты всех проверок идут потом в надзорные органы: в Росстандарт, МЧС (при нарушении мер противопожарной безопасности), в Росподребнадзор (если нарушаются сроки реализации продуктов питания в мини-маркетах при АЗС). Сотрудничает "Народный контроль" и с прокуратурой. Стараниями активистов и надзорных органов уход от налогов для поставщиков суррогата становится проблематичным. В 2020 году тот же "дизельный" акциз ждет очередного повышения - на 3,4% до 8 835 рублей. Конечно, избежать этих трат для горе-бизнесменов было бы приятно - но санкции перевешивают. Наказания жёсткие. Штраф до 500 тысяч рублей, или 1% от оборота предыдущего года - если компания попадается на продаже некачественного топлива впервые. Во второй раз штраф составит уже 3% от оборота или до 3 миллионов рублей. К штрафу добавится приостановка деятельности до 90 дней с конфискацией некачественного продукта Нюанс: поскольку при закупке АЗС обязаны провести контрольную экспертизу, штрафуется АЗС, залившая в свои резервуары некачественное топливо, не поставщик. Так на уровне заправок перекрывается путь суррогата в баки машин. Но как сами пользователи могут обезопасить себя от покупки некачественного продукта? Во-первых, считают эксперты, чем крупнее компания-поставщик, тем меньше шансов нарваться на брак, заправляясь на ее АЗС. По результатам проверок "Народного контроля" к таким брендам, как Лукойл, Татнефть, Газпром, Газпромнефть, меньше претензий. На крупных федеральных АЗС, как правило, есть журналы с результатами экспертиз топлива; также можно потребовать и повторного анализа. - они могу вам показать, а если сомневаетесь, взять повторную экспертизу. Больше всего вопросов - к новичкам рынка, пришедшим со стороны. На окраинах области некоторые предприниматели пытаются зайти на владимирский рынок из Рязани, Нижнего Новгорода, из Москвы. Это Александровский, Киржачский, Кольчугинский районы. Здесь часты нарушения, особенно на маленьких заправках. Каждый водитель может сам проконтролировать купленное топливо. Можно иметь в виду блэк-лист заправок, продающих некачественное топливо: список опубликован в начале января Росстандартом, сюда вошли 11 АЗС Владимирской области. Также закон о защите прав потребителей разрешает водителям попросить, чтобы при них на АЗС взяли пробу, запломбировали её и отправили на экспертизу. и чтобы они могли получить результат. Инициатива - всегда за потребителем. - Если вы заправили свой автомобиль, отъехали и почувствовали, что двигатель стал работать хуже, с перебоями, вернитесь на АЗС и книге жалоб запишите инцидент, указывая данные чека, а затем требуйте экспертизу, - советует Сергей Федяев.- Ну и сегодня социальные сети хорошо срабатывают, моментальная реакция всегда.

Эксперты проверили АЗС в Гусь-Хрустальном районе
© ТВ-МИГ