Любимая работа в стиле ретро
В марте в КВЦ «Сокольники» состоится 29-я выставка исторической техники «Олдтаймер-Галерея», на которой представлены старинные автомобили разных лет. Выставка в Москве проводится уже не один год. Нашим корреспондентам удалось взять интервью у организатора экспозиции Ильи Сорокина, который поделился секретами “хобби миллионеров“, как некоторые называют увлечение старинными автомобилями. —Илья, Вы открыли для себя тему старинных автомобилей уже более двадцати лет назад. Превратились ли в олдтаймеры те автомобили, которые тогда ездили по улицам? -К сожалению, машины не превращаются в олдтаймеры по взмаху волшебной палочки, как тыква в карету в известной сказке. Чаще всего происходит так: автомобиль переходит от владельца к владельцу, становясь из нового сначала не новым, затем старым, очень старым, постепенно превращаясь в утиль. Только чудо может вырвать автомобиль из этой отлаженной «пищевой цепочки» и перевести в разряд старинного, тем самым спасти от уничтожения. Практически все экспонаты музеев и выставок, которыми мы сейчас восхищаемся, когда-то были сохранены именно чудом. Счастливая судьба лишь у одного автомобиля на тысячу, а иногда и на сто тысяч выпущенных собратьев. Чудо у каждого своё — иногда это странный хозяин, ничего не выбрасывающий принципиально и оставивший наследникам полный хлама сарай, иногда реставратор с золотыми руками, взявшийся за восстановление невосстановимого, иногда просто случайный человек, выкупивший буквально из-под пресса машину с грустным взглядом фар. -Что такое Ваша «Олдтаймер-Галерея»? Музей или шоу? Барахолка или «ярмарка тщеславия»? -Всего понемногу. Музей? Да. С невероятной, немыслимой коллекцией. Но существующий всего лишь четыре дня. Шоу? Да, причём одновременно в нескольких местах павильона: где-то мастера запускают столетний двигатель, где-то дефилируют барышни в старинных платьях, где-то дети катают родителей на мини-танках, где-то крутят немое кино, словом, на своих стендах каждый старается как может, чтобы привлечь внимание публики к экспонатам. Мы называем это выставкой. Хотя подошло бы почти любое слово: и ярмарка, и карнавал, и фиеста. -Коллекционирование олдтаймеров иногда называют «хобби миллионеров». Принимаете ли Вы такое определение? -Красочная метафора, но, как и большинство красивых фраз, довольно спорная. Среди моих друзей-коллекционеров люди самого различного статуса и достатка. При этом все они до беспамятства влюблены в свои машины и в этой жизни чувствуют себя весьма неплохо. В кругу собирателей древностей, кстати, принято иронично именоваться «старьёвщиками», а своё увлечение уважительно называть «самым ржавым хобби мира». -На мировых шоу классических автомобилей, подобных Вашей «Олдтаймер-Галерее» частенько устраивают аукционы. Нет ли такой традиции у Вас? -Да, наш партнёр Аукционный Дом Егоровых вновь выставит на продажу два-три десятка по-настоящему уникальных автомобильных лотов и пару сотен предметов, называемых в англоязычном мире automobilia: плакаты и вымпелы с изображениями автомобилей, рекламные проспекты, маскоты-шильдики-эмблемы со старых машин, статуэтки и призы исторических автомобильных соревнований. Стартовые цены некоторых лотов начинаются с нескольких тысяч рублей, что подогревает интерес публики и азарт участников. В первые три дня будет устроен предаукционный показ – все лоты будут выставлены в отдельном павильоне для всеобщего обозрения, в заключительный день – торги. —Выставлены в отдельном павильоне? Сколько же всего павильонов займёт мартовская выставка? -Три. Общей площадью около 10.000 кв. метров. Представляете, целый гектар антиквариата! В самом большом зале разместится фестиваль «Моторы Победы», десятки военно-технических музеев и исторических клубов выкатят всё самое интересное из своих собраний, причём зачастую из запасников, где обычному горожанину увидеть их просто невозможно. Многие экспонаты мастерские торопятся отреставрировать к нашему фестивалю. Это приятно для нас, но и очень ответственно. Второй павильон – «золотые двадцатые». Витражи Тиффани, джаз, автомобили эпохи Ar-Deco… Это будет очень атмосферная часть экспозиции. И, наконец, в третьем, самом небольшом зале – аукцион. -Только не говорите, что у Вас за двадцать лет не появилось собственной коллекции. Читателей трудно будет в этом убедить! -Коллекции у меня действительно нет. Но я владею несколькими по-настоящему уникальными экспонатами, в судьбе которых когда-то принял участие, спасая от гибели, а потом так и не смог с ними расстаться. Прежде всего это «Аэро-Минор», подаренный в 1949 году И.В. Сталину чехословацкими рабочими. Это удивительная история, я планирую издать книгу об этом потрясающем автомобиле и о его загадочной судьбе. Посудите сами: работа конструкторов на грани смертельного риска во время немецкой оккупации, уникальная единичная комплектация и ручная сборка, «шпионские» записки, тайно спрятанные под обшивкой, триумф на главной выставке СССР, чудесное избежание сдачи в металлолом, любовные страсти, авария, многолетнее стояние в огороде, причём зимой в качестве детской горки, укрывание от лихих парней в лихие 90-е, постепенное врастание в землю и разрушение, затем внезапное спасение, тщательная ювелирная реставрация, не считаясь с затратами и, наконец, торжественное возвращение в Политехнический музей, куда его и определил когда-то первый всесильный владелец. Всё это пришлось пережить Сталинскому «Аэро-Минору». Ещё один экспонат с непростой историей – колясочный мотоцикл «Хендерсон», привезённый в 1930-е советским инженером из командировки в Северо-Американские Соединённые Штаты. Привезти привёз, а ездить почему-то не стал, вероятно побоялся: время было сложное, не ровен час, обвинят в преклонении перед буржуазной техникой! Возобладало благоразумие и осторожность: мотоцикл был разобран и развешен в виде запчастей по стенам гаража, что неожиданным образом спасло его от мобилизации на войну. Таким он и достался нам – разобранным и недоделанным, зато с интересной и непростой историей, причудливо переплетённой со сложной историей нашей страны. Разве такой «советский Хендерсон» может сравниться по ценности для отечественного собирателя редкостей с мотоциклом той же марки, купленным через Интернет и привезённым из-за границы в наши дни? Да что вы, это же «небо и земля»! Однако, как видите, я могу рассказывать о своих «питомцах» бесконечно. -Впереди 29-я «Олдтаймер-Галерея». Можно не сомневаться, она пройдёт, как всегда, успешно. А что дальше? -Кроме выставки наша команда проводит летний яркий «РетроФест» в Сокольниках – весёлый клубный фестиваль с музыкой, множеством активностей и красочными карнавал-парадами по парку. Вообще, мы специализируемся на организации событий в стиле ретро, так или иначе связанных с техникой. Ралли старинных автомобилей, конкурсы элегантности, даже мини-выставки под заказ – всё это дело наших рук. И веление наших душ, если уж говорить высоким слогом. Потому что для меня и моих коллег это — любимая работа.