Регионы хотят штрафовать за неоплаченную парковку, как это делается в Москве
Поправки в КоАП, разрешающие истребовать сведения, необходимые для возбуждения административного дела, предлагают депутаты Заксобрания Петербурга. Свой законопроект они намерены направить в Госдуму — на 12 февраля в городском парламенте намечено рассмотрение соответствующего постановления. Два миллиарда убытка Петербург включился в борьбу за возможность штрафовать тех, кто не платит за платные парковки. Ведь пока только Правительству Москвы удалось договориться с МВД и получать от полицейских данные на владельцев автомобилей-нарушителей. Так что в столице платные парковки приносят в бюджет города миллиарды рублей. Но в регионах картина другая: Петербург, Краснодар, Курск, Красноярск, Ростов-на-Дону и другие города деньги получить не могут. Сейчас КоАП позволяет запрашивать персональную информацию только судьям и должностным лицам, работающим по уже заведённым административным делам. Тут-то и кроется проблема: чтобы дело возбудить, в постановление необходимо вписать данные нарушителя — его фамилию и адрес. Но где их взять? Ведь есть закон о защите персональных данных, и МВД не может их раздавать направо и налево. А нет данных — нет и дела. Поэтому всюду, кроме Москвы, нарушителей наказать не могут, и платная парковка остаётся бесплатной. Вот питерцы и предложили записать в КоАП, что персональные данные могут истребовать и должностные лица, уполномоченные выносить постановление по нарушениям, зафиксированным автоматическими камерами. Но только в сфере благоустройства — платные парковки как раз к ней и относятся. В Питере зона платных парковок работает с сентября 2015 года. За это время более 700 тысяч человек не заплатили за стоянку. А так как штраф за это в Петербурге составляет три тысячи рублей, городской бюджет недосчитался свыше двух миллиардов. «Надо наводить порядок с парковками, как это сделано в Москве», — уверен соавтор проекта поправок в КоАП Александр Рассудов. Плюс срок давности Петербуржцы не первые, кто занялся темой предоставления информации службам, следящими за платными парковками. Первый серьёзный шаг сделало МВД, по инициативе которого приняли и в октябре 2018 года вступили в силу поправки в закон «О полиции» — они предписали ГИБДД сообщать местным органам данные нарушителей. Но этого было мало — требовались ещё и изменения в КоАП. В Петербурге и Краснодаре это сразу поняли и продолжили переговоры с МВД о соглашении, аналогичном московскому. А вот в Екатеринбурге попробовали без него. За первые три месяца выписали около 500 штрафов. Но нарушители пошли в суды, пожаловались в прокуратуру и Роскомнадзор. Тем не менее Свердловские власти отметили, что эффект был: платить за парковку водители стали в пять раз чаще. Главное, чтобы региональные службы могли получать данные о нарушителях, а чей законопроект этому поможет — не так важно. Между тем о поправках в КоАП в Госдуме думают ещё с 2017 года — там готовятся к уже третьему чтению законопроекта, внесённого сенаторами Людмилой Боковой, Андреем Кутеповым, Дмитрием Азаровым, Алексеем Кондратенко и депутатом Госдумы Владимиром Евлановым. Документ предусматривает примерно то же, что предлагают питерцы, плюс исчисление срока давности по правонарушению не до момента возбуждения дела, а до даты истребования данных о нарушителе. Ведь за отведённые два месяца ведомства не всегда успевают переслать друг другу необходимые данные. Авторы инициативы подчеркнули, что в каждом городе, где есть платные парковки, фиксируется более тысячи нарушений в стуки, а наказать виновных не получается. «Мы знаем об этом законопроекте, — говорят авторы петербургского варианта. — Но подобных инициатив много и рассматривать их могут долго. А наши избиратели требуют, чтобы мы реагировали на их жалобы. Мы и реагируем». «Главное, чтобы региональные службы могли получать данные о нарушителях, а чей законопроект этому поможет — не так важно», — добавил Рассудов. Другой путь Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков имеет на этот счёт иное мнение. Он уверен, что штрафы можно собирать и без поиска персональных данных. «Есть другой способ: блокировка колёс автомобиля — и водитель сам придёт, оплатит разблокировку и возьмёт постановление о нарушении, по которому ещё заплатит и штраф», — уверен парламентарий. Подобный механизм действует более чем в ста странах мира, и там проблемы допуска к персональным данным автовладельцев не возникает. «Но Москва изначально выбрала кривой путь взимания штрафов, и теперь по тому же пути идут все регионы», — вздохнул Лысаков. Он добавил, что даже нынешний московский механизм, когда парковочные службы фиксируют номер авто, устанавливают личность владельца и выписывают ему штраф, не оптимален: на машины с иностранными номерами или вообще без номеров протокол не составишь. То же самое, если просто прикрыть картонкой несколько цифр номера, сделав его нечитаемым. При этом сотрудник парковки и даже полицейский убрать картонку не вправе: трогать частную собственность нельзя. Так избегают штрафа многие водители, не желающие платить за стоянку. «С идеей использования блокираторов на платных парковках я абсолютно согласен», — откликнулся на слова Лысакова Александр Рассудов. Так что, если московский путь окажется слишком сложным, у парламентариев есть запасной вариант.