Вези меня, робот-извозчик

Аналитики говорят, виноваты проклятые агрегаторы вызова. Именно они облегчили и упростили отношения водителей с пассажирами, как приложения для знакомств — отношения мужчин и женщин. Казалось бы, ах, бедные таксисты! Однако, если мы сравним патриархального извозчика минувших дней и современного, мы без труда заметим, что от второго требуется гораздо меньше. Еще недавно водитель должен был глубоко знать город, интуитивно прозревать карту дорожных пробок в разное время и виртуозно их объезжать. Теперь со всеми творческими задачами великолепно справляется навигатор. Вознице остается только делать приятное лицо и глядеть на дорогу. Однако если искусственный интеллект дает сбой, то прямо беда. Я с содроганием вспоминаю недавний случай. Мне позарез нужно было попасть с улицы Марксистской на станцию метро «Водный стадион». Погода была самая скверная, я слегка опаздывала и вызвала такси по мобильному приложению. …Я не сразу заметила, что навигатор видит мое местоположение неточно и водитель «ожидает» в двух километрах от меня. «Улица Марксистская, дом один». Эти слова я произнесла в телефон, настроив дикцию как можно более четко, а тембр голоса — доброжелательно. «Да-да-да! — деловито донеслось из трубки, — еду-еду!» Прошло пять минут, порывы ветра выворачивали наизнанку мой зонт, но никто не явился. Более того: приложение показало, что водитель удалился от меня еще на километр. Я снова набрала номер и напомнила адрес. «Да-да-да! Еду-еду!» — сообщил возница и отключился. Навигатор показал, что он прокатился несколько раз вдоль Марксистской — по противоположной стороне. «Марксистская, дом один!» — срывающимся голосом снова простонала я в телефон. На этот раз реакция была интересной: «Ааа! Дааа? Еду-еду!» Видимо, он только теперь понял, где я нахожусь… Но это была иллюзия. Он не понял. Наш бодрый диалог повторился еще пять раз в течение сорока минут. В конце концов я не отменила заказ, просто потому, что мне уже стало любопытно поглядеть на этого удивительного человека, который исколесил каждый квадратный метр окрестностей, так и не наткнувшись на мою скорбную фигуру. Когда я все-таки села в машину, он произнес новые слова: «Извините, пожалуйста». Водитель оказался совсем юным выходцем из ближнего зарубежья. В Москве он всего три месяца, а русскому выучился от отца, который давно работает в столице. Я с опаской глянула на навигатор: хвала Всевышнему, он перестал шалить, и до пункта «Б» мы добрались без приключений. Эта история красноречиво нам говорит: современный водитель, лишенный электронного мозга, может поставить под удар все наши планы. И не нужно быть большим провидцем, чтобы понимать: через каких-нибудь лет двадцать (а то и раньше) таксиста-человека благополучно заменит робот-пилот. Зачем нам профессионал, у которого самые сложные знания и навыки находятся на внешнем носителе? Представьте себе учителя, который посреди урока замолкает и падает на стул. Или хирурга, который впадает в ступор в разгаре полостной операции. Вот если бы у них доходы упали в три раза, это было бы удивительно. А у таксистов — увы — историческая закономерность. Кстати, я тогда чудовищно опоздала и заплатила за «услугу» восемьсот рублей вместо предполагаемых вначале пятисот.

Вези меня, робот-извозчик
© Вечерняя Москва