Ещё

Эксперт: «Стратегия Бочарова в дорожной отрасли сработала» 

Эксперт: «Стратегия Бочарова в дорожной отрасли сработала»
Фото: Волгоградская правда
Доктор технических наук, профессор много лет работал в крупном дорожно-строительном предприятии, руководил кафедрой экономики и управления дорожным хозяйством в волгоградском горхозе. Сейчас он на пенсии, но продолжает следить за переменами в дорожной сфере Волгоградской области. В интервью «Волгоградской правде.ру» эксперт рассказал, почему дорожники до сих пор работают по советским СНиПам, что больше всего «убивает» волгоградские дороги и можно ли их отремонтировать «все и сразу».
Виталий Сергеевич, после зимы дороги, капитально отремонтированные в 2015-2017 гг, сейчас находятся в хорошем состоянии. А вот до 2014 года в первую же весну после ремонта были ямы. Чем объясняется эта разница?
Это результат нового подхода в дорожно-строительных работах. С 2015 года в нашем регионе стали активно использовать современные материалы, ужесточен контроль качества. Собственно, речь идет о стандартах, которые давно установлены в Москве и других субъектах РФ. Принципиально нового ничего у нас не изобрели, просто наведен порядок в отрасли. Хотя, конечно, у нас стали применять прогрессивные материалы для устройства асфальтобетонных покрытий. В целом это грамотная работа — при незначительном удорожании асфальтобетона за счет модификации битума в долгосрочной перспективе получается значительная экономия. Как вы правильно сказали, особенно она видна весной, после зимних испытаний. Совершенствуется и лабораторная база, которая позволяет оперативно и точно определять качественные характеристики материалов и элементов дорожной одежды.
В 2016 году губернатор Волгоградской области представил план реконструкции автодорог региона. На ваш взгляд, он сработал?
Я считаю, что стратегия была выбрана верная, мы как раз сейчас видим ее результаты. Главными принципами губернатор тогда объявил капитальную реконструкцию основных магистралей Волгограда и подъездных путей к нему, строительство развязок и дополнительных смычек между крупными улицами, вывод большегрузного транспорта за черту города на Объездную дорогу. С этим трудно поспорить. Но есть еще работа, которая не видна автомобилистам, ведь план губернатора включает широкий круг вопросов. Успех его реализации был обусловлен кадрами — была сформирована команда единомышленников и профессионалов, болеющих за порученное дело. Для решения задач отрасли привлечен значительный парк современной техники, что тоже стало важной предпосылкой для достижения высокого качества работ.
На 2020 год в регионе планируется установить современные пункты весомого контроля. Насколько это актуальная проблема? Как «перегруз» влияет на качество дорог?
Здесь прямая зависимость — без соблюдения нормативов быстро придет в негодность любое дорожное покрытие. Не все знают, что по дорогам Волгоградской области движется транспорт, вес которого порой превышает нормативный в 5-6 раз. Можете себе представить — по трассам перемещается грузовики весом с железнодорожный вагон! Установка пунктов весового контроля всегда было большой проблемой нашего региона. Но это проблема многогранная. Такие пункты порой превращается в пункт сбора средств для личного обогащения. Взяли деньги — и отпустили дальше. Поэтому в этом вопросе нужен жесткий контроль, иначе результата не будет.
Одновременно с крупными автотрассами в Волгограде идет ремонт внутриквартальных дорог, однако объем здесь очень большой. Есть ли методы удешевления работ при сохранении качества покрытия? Всегда ли оправдано использование дорогого асфальтобетона внутри кварталов, где движение транспорта значительно меньше?
С обывательской точки зрения очень просто требовать сделать «всё и сразу». На мой взгляд, экономить на квартальном ремонте нельзя, надо поэтапно реализовывать ранее обозначенную стратегию. Важно понимать, что часто проблема заключается не только в финансировании, но и в планировании, организации работ. Если вы помните, еще 5-6 лет назад нормальной была ситуация, когда подрядчики определялись по конкурсу только летом, а фактически работы дорожники начинали уже осенью. Сейчас к началу дорожно-строительного сезона в нашем регионе, как правило, уже завершены все конкурсные процедуры, порядок в этом вопросе навели. Было много разговоров о том, что нашему региону выделены значительные суммы из федерального бюджета на дорожную отрасль. Да, суммы выделены, но выделены благодаря усилиям, прежде всего, губернатора. Причем мало получить деньги — сколько фактов свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в регионах? Не освоение средств в отдельных субъектах РФ достигает 40% и даже 60%. Ведь не секрет, что одной из причин существенного обновления состава федерального Правительства явились грубые просчеты в планировании и освоении целевых средств.
А насколько актуальны СНиПы, которым руководствуются дорожники? Они ведь были приняты еще при СССР?
Да, основная часть нормативной документации в дорожном строительстве была сформирована до 1991 года. Актуальны ли эти правила? Дорожники работают в тех условиях, которые заданы. Мне кажется, перемены нужны, причем именно бизнес должен выступить движущей силой этого процесса. Необходимо искать новые материалы, технологии, которые были бы выгодны для предпринимателей и соответствовали требованиям государства. Это большая и сложная работа. Здесь очень полезным было бы привлечение широкой научной общественности, которая без существенных затрат помогала бы квалифицированно оценивать инициативы бизнеса.
Из вашего опыта — легко ли ученым внести свои идеи и перспективные технологии в широкое, массовое использование при дорожном строительстве?
Ученые Волгограда вовлечены в процесс развития и совершенствования дорожной сети. Однако, представьте себе часы. Может ли одна шестеренка двигаться быстрее других в этом механизме? Ответ однозначен. К сожалению, пока научные достижения в нашей стране не востребованы в полной мере. В России есть уникальные разработки в дорожной сфере, которые могли бы дать дополнительный импульс развитию страны. Но бизнес не включился в активный поиск и внедрение научных достижений. К сожалению, большая доля средств на научно-технологическое развитие — это средства бюджетов Федерации и регионов. Задача состоит в том, чтобы ликвидировать этот перекос. Бизнес не вкладывает в научные разработки, потому что не понимает механизма возврата средств. Для этого, конечно, необходимо совершенствование нормативной базы.
Видео дня. Зачем страховщикам новые коэффициенты ОСАГО
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео