Войти в почту

Зажигательное увлечение: что вы знаете о сцинтиллофилии

Едва ли не единственный в нашей стране сцинтиллофил — коллекционер автомобильных свечей зажигания Алексей Пеньков из Ярославля рассказал NEWS.ru о своём необычном хобби, достаточно редком в мире, и практически неизвестном в нашей стране. Коллекционирование свечей зажигания двигателей внутреннего сгорания — узкоспециализированное направление хобби, связанное с автомобилями. Коллекционеров такого рода в мире не так уж много, и крупнейший европейский собиратель свечей живет во Франции, зовут его Жан Ландрат. Ему уже под 80 лет, в его огромной коллекции более 2 000 разных свечей от 400 марок, и масса сопутствующих тематических предметов — каталоги, упаковки, рекламные проспекты и т.п. Собственно, именно ему и принадлежит изобретение термина «сцинтиллофилия» и «сцинтиллофилы» (от scintillation — вспышки, сверкание). При этом близких по духу коллег во Франции этот старейший и авторитетнейший «свечник» знает не более десятка... В США же это хобби более развито в силу буквально-таки взрывного развития автомобильной индустрии в первой половине ХХ века. Заокеанские сцинтиллофилы объединены в крупное коммьюнити SPCOA (Spark Plug Collectors of America), включающее около 300 серьёзных коллекционеров, которые проводят собственные фестивали и издают регулярные журналы-бюллетени по своему увлечению. К примеру, один из известных членов SPCOA, бывший автомеханик Джо Кук из Нью-Джерси дал старт своей коллекции в 1995 году и с тех пор собрал около 2400 свечей и более 5000 разных рекламных материалов, начиная от призывов купить новинки на этикетках спичечных коробков, до плакатов с рекламирующими свечи зажигания популярными звездами кино и музыки прошлых лет. Российский сцинтиллофил Алексей Пеньков, механик по обслуживанию подвижного состава на железных дорогах по профессии, также много лет коллекционирует и изучает свечи, отдавая предпочтение истории развития «свечного дела» в СССР. И, несмотря на то, что он часто рассказывает о своём увлечении в соцсетях и на интернет-форумах, коллег по столь необычному и редкому хобби в нашей стране пока не нашёл. Некоторые интересные экспонаты из своего собрания Алексей продемонстрировал NEWS.ru, рассказав о каждом любопытную историю. Любопытные факты из истории зарождения производства свечей зажигания — Характерная особенность свечей зажигания начала ХХ века — разборный корпус, часто выполненный не из стали, а из латуни. Топливо и карбюраторы той эпохи были несовершенны, а керамика не слишком качественна. Свечи быстро покрывались нагаром, и их нередко пробивало по изолятору. Меняли их существенно чаще, чем современные, и разборная конструкция позволяла слегка сэкономить, заменяя лишь изолятор с выгоревшим электродом. — Многоэлектродные свечи часто считают современным изобретением, но им уже больше 100 лет. Большое количество электродов удлиняет срок службы свечи, так как чем больше электродов, тем меньше работает каждый из них — обгорание электродов уменьшается и искровой зазор приходится регулировать реже. При этом много — не всегда хорошо, ибо при избыточном количестве электродов ухудшается их самоочистка в процессе работы мотора. На первых свечах СССР было от одного до двух электродов на мото- и автотракторной технике, и от двух до четырёх — на авиамоторах. — В начале ХХ века в США свечи самых популярных типоразмеров часто производили малосерийным кустарным образом на автозаправках. В гараже при бензоколонке стоял токарный станок для вытачивания металлической части, в которую вставлялся центральный электрод с примитивным изолятором из спрессованной слюды. — Для ранних моделей Ford производились необычные свечи с «крыльчаткой»-пропеллером на конце центрального электрода со стороны цилиндра. Считалось, что крыльчатка будет вращаться от завихрений газов при вспышке топлива внутри цилиндра, улучшая качество искры и удлиняя срок службы свечи. На деле же крыльчатка частенько отлетала от свечи и разрушала цилиндр и поршень. Про такие свечи быстро забыли. — Низкооктановый и некачественный бензин начала века сильно загрязнял свечи нагаром и копотью, и двигатель начинал работать нестабильно. Проблему решали самым разным способом — продавались даже двусторонние свечи, которые можно было выкрутить, перевернуть на 180 градусов, и закрутить в цилиндр снова чистой частью. — Созданная в конце XIX века французская компания Gergovita прославилась своей запатентованной «свечой-насосом». Она вкручивалась в мотор вместо одной из обычных свечей. У неё не было высоковольтного провода, к ней подключался воздушный шланг для накачивания колёс. Мотор работал на оставшихся цилиндрах и накачивал шину. Такие устройства делали и в СССР — они шли в комплекте инструментов грузовиков, типа ГАЗ-63, ГАЗ-51 и некоторых других, а также внедорожника ГАЗ-69.