Автомобили, ставшие арт-объектами
Помните слова Микеланджело? «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его». Таким же образом поступил и итальянский скульптор Нацарено Биондо, который из цельного 15-тонного куска каррарского мрамора высекает полномасштабную копию Fiat 500. Как признается художник, скульптура станет напоминанием «об ушедшей эпохе, где проблемы нашего поколения еще могли быть решены». Нацарено начал работу над скульптурой «Пожилая леди» в 2018 году, и к концу осени 2019 она была почти закончена. Мраморный Fiat нарочито выглядит так, будто его должны отправить на автомобильную свалку — таким образом Биондо выражает протест против современного консьюмеризма. Сам автор считает этот проект самым важным и грандиозным в своем портфолио. Иногда впечатление, произведенное автомобилем, откладывает отпечаток на всю жизнь. Именно такая история произошла с Шенноном Гоффом из Детройта, чье детство прошло в дедовском Lincoln Continental Mark V 1979 года. Как вспоминает художник, машина была удивительно комфортабельной — настолько, что казалось, будто плывешь на облаке. Именно эту «легкую мягкость» Гофф и захотел изобразить в своей скульптуре. Результатом нескольких месяцев работы стала полномасштабная копия Линкольна, выполненная из картона. Проект получил название «Мили в пустоту». В отличие от многих других подобных проектов — а раньше нечто подобное создавали в Lexus — этот предельно детализирован: одна приборная панель чего стоит. В 2015 году картономобиль несколько недель экспонировался в галерее Сьюзан Хилберри. Автором этой скульптуры, выполненной из металлического мусора (обрезанных металлических прутков, болтов, гвоздей, шайб), стала школьница Захра Хейден. Работа была отправлена на конкурс Skills USA, где заняла второе место — судьи сняли 50 баллов за использование товарного знака Chevrolet, что запрещено правилами. Тем не менее, баллов оказалось достаточно, чтобы работа попала на общенациональный конкурс — таким образом Захра все еще претендует на государственную стипендию. Деталировка скульптуры поражает: Захра не только сымитировала воду и грязь с помощью расплавленного металла, но и в подробностях воссоздала интерьер пикапа. Естественно, такой проект не остался незамеченным офисом General Motors, который выразил уверенность, что талантливую школьницу ждет светлое будущее. Инсталляция «Кратчайший путь» была создана творческим дуэтом «Элмгрин и Драгсет» — то есть Майклом Элмгрином и Ингаром Драгсетом. Произведение искусства состоит из немолодого Fiat Uno, дома на колесах и обилия тротуарной плитки. Впервые его показали у входа в галерею Виктора Эммануила II, после чего оно начало свое странствие по разным городам планеты. Своей необычной инсталляцией скандинавские художники хотели создать метафору глобального туризма, а также показать неустанное движение вселенной, в которой объекты порой могут двигаться самым неожиданным образом. Реакция на «Кратчайший путь» оказалась смешанной, свое веское «фи» высказали даже сотрудники итальянской полиции: они выписали выныривающему из-под земли Фиату штраф за парковку в неположенном месте. Но не всегда именно автомобиль становится частью инсталляции или скульптуры. Иногда автомобиль является лишь инструментом, чтобы создать произведение искусства. В 2008 году южноафриканский художник Робин Руд использовал колеса новейшей на тот момент BMW Z4 в качестве кисти, чтобы создать огромную картину в стиле экспрессионизма. Для создания картины «Выражение Радости» баварский родстер оснастили флаконами с краской, которая распылялась [прямиком под колеса Z4](https://youtu.be/tzNQehqpIQ8). После завершения работы над картиной BMW Z4 с цветными шинами сама стала выглядеть как отдельное произведение искусства. В преддверии дебюта нового Гелендевагена компания Mercedes-Benz создала оригинальную инсталляцию, целью которой было показать, что над легендарным внедорожником время не властно. Для этого Gelandewagen 280GE 1979 года поместили в призму из синтетической смолы. Первыми это произведение современного искусства смогли оценить посетители автосалона в Детройте, который проходил в 2018 году. На создание призмы, помимо одного внедорожника, ушло 44,4 тонны смолы, которую ежедневно заливали трехсантиметровыми слоями на протяжении 90 дней. Помимо Гелендевагена, в призме можно рассмотреть пузырьки воздуха, насекомых — в общем, художники постарались, чтобы их творение выглядело как настоящее ископаемое. После Североамериканского автосалона инсталляция с внедорожником отправилась в мировое турне. Тема разрушения объединяет все работы Дэниэла Аршама. А все потому, что в 1992 году юный Дэниэл стал свидетелем урагана Эндрю — четвертого по разрушительности урагана за всю современную историю Америки. Не обошлась без деструктивного элемента и инсталляция «АвтомобильПесок», которую Дэниэл выставил в 2014 году в Галерее Баро (Сан-Паулу). В 2018 году Дэниэл представил выставку «3018», где от художественных разрушений пострадали знаменитые Ferrari 250 GT California и DeLorean DMC-12. Облик автомобилей намеренно состарен и корродирован, покрытие напоминает вулканический пепел. Таким образом художник хотел показать, что все нынешние иконы, в том числе иконы поп-культуры, не вечны. И рано или поздно станут просто пылью. Бенедикт Рэдклиф тоже известен своеобразной любовью к машинам — он создает каркасные скульптуры по мотивам автомобильной классики. Его карьера началась с каркаса Subaru Impreza, позже в портфолио появились абсурдные велосипеды, [сдвоенный Volkswagen Golf](https://payload.cargocollective.com/1/8/261068/3717486/CIMG0589-1-draggedmike_960.jpg) и другие неординарные шедевры. Сейчас работы Рэдклифа приобретают коллекционеры искусства со всего мира. К нему же обращалась компания Land Rover в рамках промо-кампании кроссовера Evoque: Бенедикт создал несколько каркасов кроссовера, которые были установлены в разных уголках Лондона. Помимо Evoque и Impreza, Рэдклиф воссоздал из прутьев Lamborghini Cheetah, Lamborghini Countach Koenig, Ferrari F40, Jaguar E-Type и ряд других автомобилей. И, конечно, нельзя не вспомнить про так называемые арт-кары — машины, чья внешность была переосмыслена знаменитыми художниками. Они есть у многих автокомпаний, но абсолютным рекордсменом в этом направлении является компания BMW — над баварскими машинами работали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн и другие творцы. Одно из последних пополнений в большой семье баварских арт-каров — гоночная BMW M6 GTLM, над которой поработал недавно покинувший нас концептуальный художник Джон Балдессари. В середине марта 2020 года новый арт-кар появился и у Lexus — тату-мастер из Лондона Клаудия Де Сейб вместе с супругом «забила» татуировками новехонький кроссовер UX. Путь от эскизов до конечного результата занял у Клаудии шесть месяцев, но результатом она довольна. Ведь нанесенные на Лексус узоры как нельзя лучше подчеркивают связь машины с Японией и ее культурой. Для людей с бензином в крови каждый выход на улицу может стать походом в музей. Потому что даже в стареньких Жигулях можно разглядеть нотки нерафинированного итальянского дизайна. Потому что даже страшненький Fiat Multipla можно разбирать на фрагменты часами. А уж встреча с Alfa Romeo или Citroen прошлого века может очаровать не меньше, чем улыбка Джоконды. Но это — высокие материи исключительно для петролхэдов. Реальные художники смотрят на автомобили несколько иначе. И вот что получается, когда машины переплетаются с современным искусством.