Ветеран из Вешняков во время войны работал фронтовым шофёром

Шёл апрель 1944-го. 83-й пограничный отряд Министерства государственной безопасности, в котором служил рядовой Лесников, базировался в Харькове. — Я чуть не погиб в первый же день, — вспоминает ветеран. — Отступая, немцы оставляли за собой целые минные поля. Наш эшелон только прибыл на конечную станцию. Ребята похватали котелки, пшённый концентрат и отправились на привокзальную площадь готовить нехитрые солдатские харчи. Я тоже начал искать свою походную тару. Сунулся туда-сюда: котелка нигде нет. «А его во-он тот солдатик забрал», — говорят мне сослуживцы, указывая на высокого, худого парня. Я разозлился — и к выходу. «Ну и задам же ему сейчас!» — думаю. Не успел. Взрыв такой силы потряс площадь, что мы все в вагоне попадали. От костра, на котором солдаты собрались готовить пищу, нагрелась и рванула спрятанная в земле мина. Больше 20 ребят полегли там. На украинских фронтах Михаил Александрович прослужил до октября 1944-го. Участвовал в Восточно-Карпатской операции, в ходе которой наши войска захватили важный стратегический рубеж — Восточные Карпаты. — Осенью 1944-го в расположение нашего отряда прибыла комиссия из Москвы. Сказали, что будут набирать красноармейцев в батальон аэродромного обслуживания, — рассказывает Михаил Александрович. — Выбрали меня и ещё семерых ребят и отправили на аэродром Быково. Там спросили, что умею делать. А у меня был кое-какой опыт вождения до войны. Так и стал я военным шофёром. Усадили Лесникова за руль грузовика ЗИС-5. — В народе его звали «захар», или трёхтонка, — говорит Михаил Лесников. — По надёжности ему не было равных. У ЗИС-5 мотор был мощностью 73 лошадиных сил. Проходимость у грузовика тоже была хорошая. На военном бездорожье он вёл себя практически как полноприводный автомобиль. Рама при наезде на препятствие изгибалась, помогая автомобилю проехать неровность более мягко. Для экономии материалов кабину трёхтонки делали из фанеры, передние тормоза не ставили, фара была только одна. В Быково Михаил Александрович встретил День Победы и здесь же прослужил до июня 1950 года. На своём «захаре» Лесников возил немецких военнопленных на работу в ангары аэродрома. — Был у меня один случай. Вёз, как обычно, пленных. На крутом повороте борт отвалился, люди горохом покатились под колёса. Как мне удалось затормозить так, что никто не пострадал, сам не пойму. Не расстался с «баранкой» Михаил Александрович и после армейской службы. До семидесяти с лишним работал водителем в различных организациях Москвы. И везде Михаил Александрович удостаивался почётных грамот. Сейчас 93-летний ветеран сам ходит за продуктами, любит смотреть телевизор и разводит цветы на балконе. Михаил Александрович Лесников награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, многими медалями.

Ветеран из Вешняков во время войны работал фронтовым шофёром
© Управа района Вешняки