Войти в почту

Авто служебного пользования или Автопром слили в унитаз

1 апреля 1997 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ, согласно которому все российские чиновники должны пересесть на российские автомобили. Эту идею подсказал главе государства Борис Немцов, ставший 17 марта того же года первым вице-премьером. Указ о пересадке госслужащих на отечественные автомобили носил откровенно популистский характер, а «инициативность» в этом контексте Немцова отвечала его политическим амбициям. Измученный нищетой народ довели до того, что он стал падок на любые радикальные идеи, связанные с отчуждением собственности и показательным аскетизмом верхов. Нереализуемость распоряжения Ельцина-Немцова осознавали даже ближайшие соратники. Так, советник первого вице-премьера Борис Надеждин проявил лояльность шефу и вложил 20 тысяч долларов в новую Волгу, в которой русским был лишь кузов, вся начинка — понятное дело — импортная. Более того, рабочие «ГАЗа» не самым лучшим образом справились со своей задачей. Машина Надеждина из-за технических неполадок из Нижнего Новгорода до Москвы не доехала. Её несколько раз ремонтировали, чтобы привести в пригодное состояние. Кстати, Немцов какое-то время передвигался на Волге, но львиная часть механизмов в машине была позаимствована у Mercedes. Более 20 лет идея пересадки госслужащих на отечественные авто в России не поднималась. Служебный транспорт поменяли только президент и премьер-министр, отказавшись от Mercedes в пользу Aurus. Все остальные должностные лица по-прежнему передвигаются на иномарках, в лучшем случае выпущенных на территории РФ. Между тем в наше время замена и сокращение автопарка госслужащих могли бы поднять рейтинг верхов и привести к экономии бюджетных средств. У современной России достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить автотранспортом отечественного производства до 90-95% должностных лиц. Однако сегодня главной проблемой является скорее сам факт существования большого парка служебных авто. Правом на служебный автотранспорт в России обладает достаточно обширная категории лиц, причём без видимых на то причин. Так, передвигаться на машине за бюджетный счёт могут даже начальники управлений и отделов, то есть чиновники средней руки. Кому конкретно и какой класс автомобилей положен — закрытая в РФ информация. Порядок закрепления авто за чиновниками регулируется президентским указом, имеющим гриф «для служебного пользования». В свободном доступе этот документ не найти Формальными предлогами для пользования служебными машинами остаются выполнение следующих профессиональных обязанностей: перевозка документов, удобство и оперативность при проведении деловых мероприятий, включая переговоры, встречи с гражданами, выезд на место перерезания красных ленточек и ЧП. Для части госслужащих наличие служебных авто действительно является необходимостью из-за постоянной потребности передвигаться по разным локациям. В Москве, например, без служебных машин не могут обходиться как сам мэр, так и главы департаментов, которые часто сопровождают его в поездках. «Свита» в свою очередь вполне может передвигаться на служебных микроавтобусах вслед за начальством. Если говорить про крупные города, то с учётом бурного развития каршеринга и такси, без служебного транспорта могут обойтись практически все представители власти, к которым не представлена госохрана. Коллективный выезд на место ЧП или на деловое мероприятие вполне может осуществляться микроавтобусами. Почему нет? В регионах и небольших населённых пунктах ситуация выглядит несколько сложнее в связи с общей неразвитостью инфраструктуры. Однако и там ради экономии бюджетных средств вполне допустимо использовать для передвижения чиновников и выборных лиц микроавтобусы. Главным сторонником сокращения служебного автопарка в правительстве РФ является министр финансов Антон Силуанов. В конце декабря прошлого года он распорядился рассмотреть вопрос о привлечении к перевозке госслужащих агрегаторов такси. Кстати, моду на такси уже задают ряд ведомств. Например, услугами частных перевозчиков пользуются Минэкономразвития и Банк России. Как подсчитали в ЦБ, использование такси в 2019 году привело к сокращению расходов на транспортное обеспечение на 35% Агрегаторы демонстрируют готовность следовать веяниям рынка, предлагая государственным клиентам различные корпоративные предложения, которые гипотетически позволят перевозить большое количество чиновников за относительно скромные деньги. В любом случае заключение контракта через систему госзакупок минимизирует коррупционные риски: граждане будут видеть какое ведомство, кому и сколько платит за перевозки. На сегодняшний день, согласно открытым данным, госслужащие эксплуатируют достаточно дорогие машины. Чиновники среднего звена передвигаются на Ford Focus, а рангом повыше — на Ford Mondeo, Nissan Almera, Toyota Camry, различных марках Audi, BMW и Mercedes Нередко автомобили бизнес-класса берутся в аренду, стоимость которой порой превышает цену самих машин. Цифры, которые можно найти в открытом доступе, поражают воображение. Например, в декабре 2019 года министерство энергетики заключило двухлетний контракт на услуги по автотранспортному обслуживанию. За поездки на автомобилях BMW 5-й серии и Toyota Camry ведомству заплатит 115,5 млн рублей. А полтора года обслуживания одиннадцати заместителей министра по делам Северного Кавказа были оценены в 44,9 млн рублей. Очевидно, что будет экономичнее пересадить высокопоставленных чиновников на относительно недорогие автомобили вроде Ford Focus или Ford Mondeo, причём находящиеся в ведомственной собственности. Либо можно положиться на корпоративный тариф такси, избегая расходов на содержание автопарка. Альтернативных вариантов транспортного обеспечения чиновников — масса. В каждом конкретном случае можно найти оптимальный способ безболезненного для профессиональной деятельности сокращения бюджетных расходов на перевозку. Однако в России дело с мёртвой точки практически не сдвигается. Как представляется, ключевой причиной отсутствия давно назревших перемен является своеобразная культура, свойственная российскому классу госслужащих, да и в целом российскому обществу. Её суть заключается в ценности пресловутой «одёжки», а не ума и внутреннего содержания по крайней мере при первом контакте с человеком В России для того, чтобы тебя воспринимали как равного, чтобы с тобой «серьёзные люди» имели дело, необходимо соответствовать определённым стандартам. Например, в деловых кругах РФ принято обязательно носить часы, причём достаточно дорогие. Приход на встречу без часов означает автоматический провал мероприятия, хотя, казалось бы, какая разница? Человек прилично выглядит, говорит умные вещи… С машинами в целом похожая история. Практически каждый чиновник средней руки, бизнесмен и гражданин РФ со средним заработком из кожи вон лезет, чтобы передвигаться на авто, которое ему слегка (а иногда и совсем) не по карману. В глазах окружающих обладатель дорогой машины искусственно повышает свой социальный статус. Кстати, на «загнивающем Западе» ситуация обратная. Чиновники и бизнесмены не так часто передвигаются на служебном авто, в моде — демонстрационный отказ от личного транспорта. Понятно, что передвижение высокопоставленных должностных лиц на велосипеде под камеры — это дешёвое проявление близости к народу, однако проблема расходов на транспортное обслуживание госслужащих в США и Европе остро не стоит России необходимо изживать эту азиатскую материальную культуру, которая заглушает ценность личности человека и его профессиональных качеств. И начать этот процесс уместно с госслужащих. Возможно, через 10-15 лет в нашей стране появится новый класс чиновников с другими этическими представлениями о своей деятельности.

Авто служебного пользования или Автопром слили в унитаз
© Русская Планета