Дизельный контрафакт: кто заливает Тверскую область "паленым" топливом
Незаконные врезки в магистральные нефтепродуктопроводы - головная боль оперативников многих регионов России. Зачастую эти преступления охватывают сразу несколько регионов: хищение производится в одном, а сбыт краденого топлива осуществляют в другом. По сути, врезки превратились в России в межрегиональный высокодоходный, малоопасный криминальный бизнес. Как отмечается в исследовании Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), в ряде регионов вокруг воровства топлива сложились крупные криминальные группировки, имеющие устойчивые связи в МВД, прокуратуре и судах, а объем контрафактного топлива оценивается в более чем $6 млрд ежегодно. При этом, указывают авторы исследования, по статистике вероятность лишиться свободы для топливных воров составляет около 3% от числа выявленных преступлений на трубе. Одним из примеров такой трансрегиональной преступной деятельности стала группа, которая в ближайшее время предстанет перед Всеволожским городским судом в Ленинградской области. Как сообщило Главное управление МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, из трубопровода во Всеволожском районе с помощью незаконной врезки обвиняемые похитили 70 тонн дизельного топлива на сумму около 3 миллионов рублей. Доходность "предприятия" была такова, что злоумышленники осуществили масштабные "инвестиции" в свою деятельность: приобрели земельный участок в престижном месте, на нем организовали имитацию строительства коттеджа, оснастили отвод от врезки специальным управляющим устройством стоимостью несколько тысяч долларов. Также была организована сложная система охраны и наблюдения за объектом, а также многоуровневая транспортная схема по вывозу топлива. "Следователи выяснили, что с помощью специального оборудования злоумышленники перекачивали похищенное топливо в указанный резервуар. Затем для получения материальной выгоды соучастники на микроавтобусе и грузовом автомобиле, в кузовах которых были скрытно оборудованы специальные металлические емкости, перевозили похищенное топливо к местам последующего сбыта. Установлено, что часть топлива была реализована в городе Тверь", - рассказали в Управлении МВД. Полиция не уточняет, как именно сбывали похищенное. Но по опыту изучения статистики подобных преступлений можно сказать, что с большой степенью вероятности его сбывают на сомнительных АЗС, а также прямо "с колес" - из автоцистерн, которые дежурят на крупных трассах. Часто их легко можно узнать на надписи "дизель", от руки нанесенной на картонку. Хотелось бы, конечно, верить, что автолюбителям предлагают то же топливо, которое выкачано из трубы - то есть качественный продукт, соответствующий самым строгим стандартам и нормам. Но, как показывает практика, в бензобаки попадает далеко не то же топливо, что становится добычей злоумышленников. По данным того же ИРТТЭК, из ворованного дизеля, авиационного керосина и из бензина на полуподпольных нефтебазах изготавливают контрафактное топливо с добавлением опасных для здоровья людей и вредных для двигателей химикатов. В таком "топливе" можно обнаружить бензол, тетраэтилсвинец, нафталин, железосодержащие присадки, метил-трет-бутиловый эфир, этиловый спирт, ацетон, серу, которые на добросовестные заправки никогда не допустят контролирующие организации. И именно такой "отравой" "убивают" двигатели своих машин автолюбители, пожелавшие сэкономить несколько копеек с литра дизеля. "С поломками, связанными с некачественным топливом, к нам обращаются каждый месяц, - говорит директор ООО "ТВЕРЬ КАМАЗ ЦЕНТР" (официальный дилер ПАО "КАМАЗ" в Твери) Дмитрий Зимин, - Топливная аппаратура для стандарта Евро 5 - импортного производства. И некачественное топливо очень сильно влияет на её работу. Ремонт такого оборудования очень дорогостоящий. Ремонт одной форсунки - это 10-12 тысяч рублей, а их восемь. Уже около 100 тысяч рублей. А может случиться так, что ремонту форсунки не подлежат. Одна новая форсунка стоит около 20 тысяч. То есть, это шестизначное число". Специалисты автоцентров компании "Колесо.69" рассказывают, что особенно контрафактное топливо опасно для уже "немолодого" двигателя: "В данном случае топливо является "добивающим" фактором. Капитальный ремонт двигателя, в зависимости от типа двигателя и сложности работы, обойдётся в 70-150 тысяч рублей". Проблема некачественного топлива - достаточно распространённая, с ней столкнулись многие автомобилисты. Чаще всего по вине топливного контрафакта из строя выходят свечи зажигания, топливные форсунки и фильтры. Иногда в этом случае достаточно и относительно недорогих работ - промывки топливной системы, бензобака, замены свеч и форсунок. Но можно столкнуться и с "капиталкой" двигателя. Бесконтрольность, безнаказанность, высокая доходность характеризуют сегодня "черный рынок" нефтепродуктов. Борьба с криминалом не будет эффективной, если к ней активно не подключится государство. Необходима системная работа правоохранителей по раскрытию топливных преступлений. Та же Ленинградская область еще несколько лет назад была лидером по "криминальным врезкам" в нефте- и нефтепродуктопроводы, их количество исчислялось многими десятками в год. Но после активизации здесь специального подразделения ГУ МВД их число с 72 в 2016 году сократилось до 18 в 2019 году. Тверская область недавно показала пример решительной борьбы с такими преступлениями. Краснохолмский районный суд, рассматривая в регионе первое за несколько лет подобное дело, приговорил группу обвиняемых, похитивших 47 тонн топлива, к реальным срокам - от 3,5 до 4 лет. Точку в деле поставил областной суд, подтвердивший решение нижестоящей инстанции, несмотря на жалобы подсудимых, которые сочли приговор негуманным. Есть в руках правоохранителей еще один инструмент против "врезчиков", который к сожалению, на практике применяется крайне редко - статья 210 УК РФ - организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней). Статья достаточно сурова к виновным (минимальный срок - 5 лет) и могла бы заставить задуматься многих, прежде чем "идти на дело". Но ее игнорирование правоохранителями в "топливных" делах укрепляет в преступниках чувство безнаказанности. Наконец, действенной мерой в борьбе с контрафактным топливом может стать введение лицензирования деятельности по обороту нефти и нефтепродуктов. Только используя весь комплекс имеющихся в распоряжении мер, возможно поставить заслон перед волной "топливных" преступлений.