Ещё

Эксперты: правительство не пойдет на отмену демпфера для снижения цены бензина на АЗС 

Эксперты: правительство не пойдет на отмену демпфера для снижения цены бензина на АЗС
Фото: Национальная Служба Новостей
МОСКВА, 24 апреля. /ТАСС/. Опрошенные ТАСС эксперты объяснили, почему вряд ли согласится пойти на предложенную лидером идею спровоцировать снижение стоимости топлива на заправках за счет временной остановки работы демпфера — механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты. По мнению аналитиков, такое решение приведет к огромной потере бюджета и как следствие ограничит возможности государства для выполнения социальных обязательств.
Демпфирующий механизм был введен 1 января 2019 года, чтобы сдержать рост цен на заправках из-за резкого увеличения стоимости нефти.
Для мировой экономики это первый опыт такого регулирования. В обычных условиях волатильность на рынке резко толкает стоимость топлива в ту или иную сторону, но правительство России взяло на себя обязательство удерживать цену на бензин и дизель на АЗС в пределах роста инфляции. Достигается это за счет того, что при высокой стоимости нефти НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких — наоборот должны платить государству сверхприбыль.
Какие доводы «за»?
Эксперты указали, что приостановка работы демпфера действительно приведет к падению цены топлива как в опте, так и в рознице. По подсчетам главного экономиста VYGON Consulting Сергея Ежова, при текущих котировках такое решение может простимулировать падение стоимости литра бензина на 15 рублей, дизельного топлива — на 13 рублей.
Тем не менее эффект на цену в розницу от приостановки работы демпфера может быть не полным, так как АЗС выживать становится все сложнее. По данным Минэнерго, в России с начала апреля резко снизился спрос на бензин — порядка на 40-50%, а на дизельное топливо — на 30%.
"Да, в этом случае цену скорее всего снизят, так как конкуренцию на рынке еще никто не отменял. Но надо понимать, что у АЗС очень сильно упали продажи, а издержки остались: аренда, платежи, налоги, проценты по кредитам, необходимость платить зарплату, поэтому розница будет реагировать в меньшей степени, чем опт. Но снижение ожидать все-таки стоит", — считает аналитик.
По мнению Калачева, решение об отмене демпфера поддержит нефтяников, транспортные компании, а также те слои населения, которые продолжают в условиях изоляции ездить на автомобилях.
Какие доводы «против»?
Миронов в среду заметил, что глава Новак не поддержал предложение «Справедливой России» о приостановке работы демпфера, поэтому лидер фракции обещал обратиться с этим вопросом уже напрямую к президенту России. Министр энергетики в тот же день заметил, что российские нефтеперерабатывающие заводы в результате работы демпфера перечислят в бюджет дополнительно порядка 1 трлн руб. в год при цене нефти в $20 за баррель, поэтому если будет принято решение об остановке работы механизма, бюджет может потерять огромную часть своих доходов.
Ежов подсчитал, что при текущих котировках и с учетом падения потребления демпфер приносит бюджету порядка 60-70 млрд рублей в месяц. «При приостановке демпфера на два месяца потери бюджета в текущих условиях составили бы 120-140 млрд рублей», — заметил он.
Ведущий эксперт заметил, что отмена демпфера действительно привела бы к падению цены топлива на АЗС, но из-за этого пришлось бы резать другие статьи бюджета. «По закону круговорота денег в государстве мы пришли бы в итоге к ситуации, когда сэкономленные на заправке деньги бюджетники не увидели бы в своей зарплате», — заметил он.
Другая причина нежелания Минэнерго идти на этот шаг заключается в том, что правительство довольно долго и болезненно шло к выработке этого механизма. Эксперт подчеркнул, что после восстановления спроса запустить его снова будет очень сложно, а без демпфера рост цен на нефть снова приведет к резкому удорожанию топлива на АЗС.
"Допустим, пройдет год. Цена на нефть восстановится, стоимость бензина и дизеля снова начнет скакать вверх. Люди будут жаловаться, что у нас бензин дорожает выше инфляции. Тот факт, что это произошло из-за роста стоимости сырья, никто не воспримет, сразу пойдут разговоры о заговоре правительства и нефтяников. «Но вы же сами предложили отменить демпфер и сделать рынок более открытым, безуспешно будет пытаться оправдываться Минэнерго», — порассуждал аналитик.
Калачев тоже высоко оценил негативные факторы из-за остановки работы демпфера. «В целом он оказался вполне работоспособен. Если его отменят, то бюджет пострадает очень сильно. Я очень сомневаюсь, что они пойдут на такую меру, так как поступления в бюджет от экспортных пошлин сейчас достигли минимальных значений, как и сборы налога на добычу полезных ископаемых», — подчеркнул он.
Компромиссный вариант
Эксперты считают, что правительство может пойти на компромиссный вариант небольшой корректировки демпфера, но уже по другой причине — для поддержки нефтяной отрасли, которая сейчас страдает от низких цен на нефть и необходимости с 1 мая сокращать добычу в рамках сделки +. Глава Минэнерго России говорил, что ряд мер по поддержке нефтепереработки уже готовится, но пока он не считает ситуацию для НПЗ такой критичной, как в других отраслях.
"Я думаю, что это возможно и в принципе необходимо. Цена отсечения установлена довольно произвольно и принималась в других условиях на рынке. Сейчас никто не мешает его подкорректировать", — заметил Калачев. Он высказался за компромисс, чтобы бюджет так много не терял и можно было бы хоть немного облегчить жизнь нефтяников.
Ежов из VYGON Consulting также не исключил возможности каких-либо мер, связанных с демпфером. «На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, демпфер стал существенным источником доходов бюджета. С учетом падения поступлений по НДПИ и экспортным пошлинам его важность возрастает. С другой стороны, в кризисной ситуации снижение цен на топливо поддержало бы экономику и потребителей», — отметил эксперт.
Юшков тоже считает, что для нефтеперерабатывающей отрасли сейчас далеко не самое лучшее время: спрос упал как на внутреннем рынке, так и на внешнем. При этом объем экспорта нефтепродуктов в России традиционно велик и составляет примерно половину от уровня добычи нефти.
"Вполне возможно, что корректировка демпфера будет обсуждаться. Логика государственной помощи заключается в том, что она может быть оказана пострадавшим от коронавируса отраслям. Я думаю, что нефтяникам будет не сложно это доказать, другой вопрос, пойдет ли на это правительство", — сказал он.
"Я думаю, мы станем свидетелями большой схватки нефтяников с , которому нужно закрывать дыры в бюджете. На мой взгляд, в текущей ситуации компаниям будет сложно победить, пока не встанет вопрос об угрозе закрытия мощностей, ведь в дальнейшем при восстановлении спроса это может привести к дефициту бензина. А вот этого уже государство допустить не может. Тем не менее пока позиция министерства финансов как лоббиста интересов бюджета выглядит несколько сильнее", — подытожил Юшков.
Видео дня. Штрафы за нарушение ПДД могут резко повысить
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео