Ещё

Как контрольные посты спасут магистрали от перегруза и взяток 

Как контрольные посты спасут магистрали от перегруза и взяток
Фото: Вечерний Волгоград
Перегруз хуже жары
Виталий Сергеевич, насколько сильно портит дороги перегруз? Что больше влияет на асфальт — природные условия (жара, холод, дожди) или превышение нагрузки?
— Безусловно, природные условия негативно сказываются на дорожном покрытии. Большинство наших дорог — асфальтобетонные на щебеночной основе. Асфальтобетон в жару «плывет», при отрицательных температурах в нем образуются трещины, в которые потом попадает вода и еще больше разрушает покрытие. Но перегруз наносит гораздо более серьезный вред дорожному полотну. Для равномерного распределения нагрузки современных грузовых трехосных автомобилей средний и задний мосты, как правило, объединены в тележку. Основная нагрузка от автомобиля передается на дорогу через нее. В США была сконструирована специальная установка для оценки влияния тележек на покрытие. В ходе исследований установлено, что при движении тележек со скоростью свыше 60 км в час нагрузка на дорожную одежду резко возрастает. За счет чего? Оказывается, возникает резонанс в ее конструкции. Возникшие колебания в дорожной одежде после проезда первой оси тележки усиливаются при наезде второй оси. Чем больше скорость, тем хуже для дороги.
По подсчетам специалистов, на российских дорогах не менее 30% транспорта идет с превышением допустимого веса в 1,5‑2 раза! За рубежом эта цифра составляет всего 2‑3%.
Само отношение общества к дорогам и на дорогах — на первобытном уровне. К примеру, сегодня более 75% автодорог России рассчитаны на нагрузку всего в 5,5‑6 тонн на ось, а предельная осевая нагрузка для остальных — 10 т (11,5 т в отдельных случаях). При этом на рынке грузовой техники встречаются тягачи с прицепами грузоподъемностью более 50 тонн! Модели некоторых самосвалов предусматривают осевые нагрузки в 12‑14 тонн и больше. Зачем приобретать такие грузовики, зная, что российские дороги не рассчитаны на подобные нагрузки?
Люди не понимают, насколько это серьезно и как сильно они портят дороги. Штрафы за перегруз не покрывают ущерба, наносимого дорожному покрытию.
Чтобы износ трасс соответствовал утвержденным межремонтным срокам, нужно эксплуатировать их в нормативном режиме. Именно поэтому создание полноценной системы весогабаритного контроля стало одним из поручений Президента РФ  по итогам заседания президиума Госсовета в Новосибирске.
Переходим на автоматику
В свое время на дорогах строили пункты весогабаритного контроля — они существуют и сегодня. Они не обеспечивают должного контроля?
— Как происходит проверка на обычных пунктах? Сотрудник или  вылавливает на глаз или с помощью специальных измерительных рамок транспортное средство, проверяет имеющиеся у водителя документы и для подтверждения своих предположений отправляет автомобиль на весы и «под рулетку». Если вес и габариты не соответствуют нормативам, сотрудник оформляет протокол об административном правонарушении. Стационарные пункты весового контроля расположены на сети автомобильных дорог федерального значения не оптимально. Зачастую они не соответствуют современным требованиям (параметры и тип покрытия площадки, освещение, уклоны и др.), а это влечет за собой отмену вынесенных постановлений в ходе судебных разбирательств. Кроме того, сейчас в территориальных органах Ространснадзора недостаточно инспекторов, и работа в круглосуточном режиме осуществляется лишь на половине контрольных пунктов.
Существующая сегодня в стране система габаритного и весового контроля автомобилей позволяет проверять не больше 10% тяжеловесных транспортных средств.
Что представляют собой современные автоматизированные системы весогабаритного контроля?
— Это такие дорожные весы, которые могут взвешивать автомобили на ходу. Датчики прибора автоматически считывают сразу несколько параметров: общую массу, нагрузку на каждую ось, габариты, расстояние между осями, и составляют акт о взвешивании. Номера машины фотографирует установленная рядом камера, что позволяет выписать штраф при выявлении нарушений. Главное преимущество автоматизированных систем по сравнению со стационарными и передвижными пунктами заключается в возможности контролировать транспорт без его остановки или снижения скорости. То есть нет никаких препятствий движению и простоя, как на стационарных и передвижных пунктах. И нет никакого обслуживающего персонала, пункты могут работать 24 часа 7 дней в неделю.
Кроме того, иногда стационарные и передвижные пункты превращаются в место сбора средств для личного обогащения. Взяли деньги — и отпустили дальше. На автомати-зированных пунктах такое исключено — с камерой и «умными» весами не договоришься.
Еще один плюс: измерения производятся не точечно, а по всему потоку, что позволяет проверить большее количество транспортных средств.
Созданием разветвленной сети комплексов автоматизированного весогабаритного контроля уже несколько лет занимается . Как говорит заместитель руководителя Росавтодора , только за пять месяцев работы автоматизированных пунктов на федеральных трассах удалось снизить количество нарушений весогабаритных параметров в четыре раза!
К 2021 году, по проекту Росавтодора, количество автоматизированных пунктов в стране возрастет до 387 штук, что позволит обеспечить полное покрытие федеральной сети автодорог. Полученная информация о частоте, типах и весовых параметрах перевозимых грузов на конкретных участках дорог поможет точнее планировать работы по ремонту и реконструкции трасс для повышения их долговечности и сроков эксплуатации.
Поезд плюс машина
Однако весогабаритный контроль необходим не только на федеральных дорогах, но и на региональных и местных — они составляют 95% всей дорожной сети и находятся в более запущенном состоянии. Хватит ли денег, чтобы снабдить автоматизированными пунктами более 500 тысяч километров региональных дорог?
— Необязательно решать проблему перегрузов только весовым контролем. Эксперты считают, что необходимо грамотно выстроить логистику грузоперевозок. Например, большие объемы грузов надо доставлять в регион по железной дороге на арендуемый общий склад, откуда развозить их адресатам мелкими партиями уже автомобильным транспортом.
Или последовать примеру стран и США. Там распространены контейнерные перевозки — прицепы, полуприцепы, трейлеры или съемные кузова отправляют с помощью железнодорожной платформы, а оставшийся путь груз следует по автодороге. Чтобы снизить себестоимость перевозок, автоперевозчикам нужно будет объединяться с компаниями, которые занимаются складированием, логистикой. Однако такая схема эффективна для крупных перевозчиков, обеспечивающих основные объемы транспортировки грузов народного хозяйства. В связи с этим можно прогнозировать снижение доли мелких перевозчиков.
Как обстоят дела с пунктами весового контроля в нашем регионе?
— В Волгоградской области, благодаря весьма серьезному отношению руководства области к работе транспорта, ведется активная работа по четкому соблюдению требований весового контроля. К 2021 году область будет обеспечена необходимым количеством пунктов автоматического контроля.
ЗАГРАНИЧНЫЙ ОПЫТ
В дорожном строительстве — никакой демократии
В США каждый губернатор имеет очень широкие полномочия, он самостоятельно распоряжается даже национальной гвардией штата. Однако общение людей через границы штатов продолжается, и при отсутствии общенационального регулирования вопросов весового контроля возникают свои трудности организации дорожного движения.
Ограничения по весу устанавливаются департаментом транспорта штата на основании анализа состояния земляного полотна и дорожной одежды. Департамент каждого штата старается по возможности своевременно реконструировать проблемные участки и сводить их количество к минимуму. Паспорта дорог в цифровом виде постоянно обновляются. В соответствующих отделах существуют нормы, устанавливающие необходимость введения тех или иных ограничений. Документов, регламентирующих порядок пропуска транспорта, очень много, на порядок больше, чем у нас. При этом подход к введению ограничений дифференцированный. Государство или штат стремятся обеспечить выполнение единообразных требований ко всей дороге по титулу, чтобы не получилось, что на одном участке можно пропустить транспорт до 38 тонн, а через километр — 20 тонн.
Результаты передаются в отделы организации движения, которые и устанавливают соответствующие знаки.
Каждый участок характеризуется цифровой моделью, которая с высокой точностью позволяет прогнозировать прочностные характеристики дорожной одежды. Ни о какой демократии в выполнении требований весового контроля, конечно, и речи нет.
Установлены строжайшие нормативы на соответствие дороги и транспортного потока. Ни одному инженеру даже в голову не может прийти проигнорировать эти нормы! Наказание неотвратимо. При первой и не очень большой ошибке ему грозит лишение лицензии. А если последствия ошибки будут серьезными, то лишение свободы сроком до шести лет.
Практически неизбежно наказание водителей-нарушителей, при этом никто не думает уклоняться от штрафа.
. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / .
Видео дня. В РФ изменится методика расчета тарифов ОСАГО
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео