Эксперт: «Текущая ситуация способствует ухудшению ситуации с контрафактом на АЗС»
Специалисты прогнозируют, что многие АЗС России в условиях пандемии коронавирусной инфекции нового типа постараются выжить путем продажи некачественной продукции. Ведущий специалист Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что сейчас у автозаправочных станций, которые не входят в состав вертикально интегрированных компаний (ВИНК), в условиях ограничительных мер есть два пути выхода из кризиса, вызванного снижением спроса на топливо. Первый путь, по мнению специалиста, это продажа своего предприятия. Однако специалист убежден, что по этому пути пойдут не многие. С точки зрения Юшкова, компании постараются выжить за счет продаж некачественного топлива и обмана покупателей путем недолива бензина. «Они могут продать свой бизнес, но, скорее всего, попытаются выжить по-другому - я думаю, нас ждет волна контрафакта. В лучшем случае они будут продавать низкооктановый бензин АИ-80 под видом АИ-95», - пояснил эксперт. Аналитик «Финам» Алексей Калачев согласен с Юшковым. С его точки зрения, в сложившихся реалиях владельцам АЗС придется «разбавлять» бензин. «Текущая ситуация способствует ухудшению ситуации с контрафактом на АЗС - людям нужно выжить. Никто бы не разбавлял бензин, если бы работать можно было честно», - заявил Калачев. О наличие некачественного топлива на российских АЗС заявляет директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. Специалист считает, что уже сегодня доля «разбавленного» бензина на рынке может составлять почти 30%. Абрамов объясняет это высокими налогами и контролем продаж топлива со стороны ФАС. «Раньше контрафактное топливо помогало зарабатывать больше, сейчас это источник выживания для многих независимых операторов АЗС», - отметил эксперт. По данным же Росстандарта в первом квартале текущего года на 190 АЗС было зафиксировано почти 9% некачественного топлива, а недолив выявили у 3% проверенных заправок. В Ростандарте отметили, что некачественное топливо несет угрозу для автомобилей не только граждан, но и машины социальных служб. На данный момент в России порядка 15 тыс. заправочных станций. Свыше половины из них являются независимыми и не имеют своих нефтеперерабатывающих заводов, что делает их наиболее уязвимыми во время падения спроса на топливо.